Перейти к основному содержанию

Техника инганно: опыт классификации

Аннотация
Основным эффектом применения техники инганно в ричеркарах, фантазиях и других жанрах конца ХVI – начала XVII веков является изменение контура темы, в то время как названия ее гексахордовых слогов остаются неизменными. Происходит подмена высоты отдельных слогов: к примеру, в теме, написанной в натуральном гексахорде, часть слогов звучит квинтой выше, то есть в твердом гексахорде, и т.п.
Вслед за Р. Джексоном (1968) и М. Гвидо (2011), автор данной статьи предлагает cобственную типологию техники инганно. Основные позиции этой типологии: 1) установление различий между заимствованиями из гексахордов квинтового или же секундового соотношения, 2) выявление устойчивых форм мелодического преобразования темы посредством инганно и 3) запланированных мелодических результатов инганно, таких как превращение темы в линию или в комбинацию тонов трезвучия.

Ключевые слова
Классификация, инганно, гексахорд, ричеркар, де Мак, Трабачи, Майоне, Фрескобальди.

Номер журнала
16

Поделиться