«Великий стилистический перелом» в творчестве В. А. Моцарта: соната KV 533/494

Аннотация
Как известно, в 80-е годы XVIII века знакомство Моцарта с искусством И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и К. Ф. Э. Баха настолько повлияло на композитора, что это позволило Герману Аберту обозначить последующий период творчества «великим стилистическим переломом». Данный «перелом» выразился в обращении к миру старых форм и приемов письма, в усилении роли полифонического начала. Влияние последнего оказалось настолько сильным, что, по сути, речь может идти о зарождении особого типа формы — смешанной (гомофонно-полифонической). Задача статьи — показать на примере фортепианной сонаты KV 533/494 результат смешения форм, многообразие которого видится в неразрывности, нерасчленимости противоположных начал в едином гомофонно-полифоническом пространстве. В центре внимания находятся композиционные идеи В. А. Моцарта, которые рассматриваются с точки зрения исторической эволюции формы.

Ключевые слова
Моцарт, полифония, гомофония, смешанные формы, большая полифоническая форма, соната, имитация, канон, секвенция

Номер журнала: 
23