Метафорическая терминология в отечественной методологии целостного анализа

Аннотация

В статье обосновывается необходимость сохранения в методологии музыкального анализа достижений отечественной аналитической школы, в частности, метода целостного анализа В. А. Цуккермана, опирающегося на систему терминов-метафор, подчеркивается их роль в раскрытии образного содержания музыки, концепции произведения. Среди них — термин «семантика прощания», который относится к процессам, подчеркивающим функцию завершения в музыкальных структурах, направленным на «разъяснение формы» и обладающим богатым арсеналом выразительных средств. Другой важнейший термин-метафора — «завершающая перемена» («перемена в последний раз»), введенный В. А. Цуккерманом в его теории масштабно-тематических структур. Оправданность этих терминов-метафор рассмотрена на примерах музыкальных структур разных уровней — в кодах (Л. Бетховен, финал Фортепианной сонаты op. 53, И. Стравинский, «Агон»), в финалах циклов (А. Шнитке, Фортепианный квинтет; Г. Малер, «Песня о земле»; Ф. Караев, Концерт для скрипки с оркестром).

Ключевые слова

В. А. Цуккерман, методика целостного анализа, «семантика прощания», «завершающая перемена», принцип «разъяснения формы», классико-романтическая музыка, музыка XX века

Номер журнала: 
31