Камерный концерт Альбана Берга: между игрой, памфлетом и приношением

Аннотация

Камерный концерт Альбана Берга, написанный к 50-летию Арнольда Шёнберга и 20-летию Новой венской школы, рассматривается в контексте культурной ситуации 1920‑х годов, которая определяется как внешними, так и внутренними факторами: новая фаза взаимоотношений Берга с учителем, утверждение неоклассицизма и антиромантических тенденций в европейской музыке, необходимость освоения разработанного Шёнбергом метода композиции при помощи двенадцати тонов. Соединяя в себе модусы приношения, памфлета и игры, Концерт вписывается в актуальную культурную ситуацию 1920-х — и в то же время полемизирует с ней. Будучи важнейшей вехой в творчестве Берга после «Воццека», Концерт во многом определяет композиторскую эволюцию его автора в последующие годы.

 

Ключевые слова: Альбан Берг, Камерный концерт, неоклассицизм, концертирование, композиционная модель, тайная программа

 

Номер журнала: 
35