Перейти к основному содержанию

Трансформация финала в трех редакциях Четвертого фортепианного концерта С. В. Рахманинова: новый взгляд на форму

Аннотация

Четвертый фортепианный концерт Рахманинова стоит на рубеже стилей и периодов жизни композитора, являясь знаковым сочинением в момент перехода от зрелого стиля к позднему. Исследователи все чаще задаются вопросами, как именно Рахманинов работал над своим сочинением, по каким причинам и что именно он менял в ходе работы. Автор статьи пытается ответить на эти вопросы методом исследования и сравнения различных редакций. Кроме того, в статье впервые раскрывается вопрос трактовки формы финала Четвертого концерта, который впервые поставлен в музыковедении. С точки зрения структуры можно сказать, что вследствие редактирования в финале Четвертого фортепианного концерта произошла следующая трансформация: вместо репризы (повторение темы вступления и побочной партии) звучит кода, в которой тема вступления изменена, а вместо побочной партии появляется новый материал. В целом отметим отличия поздней редакции Четвертого фортепианного концерта, которая стала более динамичной, собранной по форме и структуре.

Ключевые слова

С. В. Рахманинов, Четвертый фортепианный концерт, сравнение редакций, структура финала, кода, текстология, сравнительный анализ двух версий

Номер журнала
42

Поделиться