Г. Шрёдер. «Ритм и метр в трудах Зигфрида Карг-Элерта»
Гезина Шрёдер — профессор теории музыки Венского университета музыки и изобразительных искусств, а также Лейпцигского музыкально-театрального университета имени Феликса Мендельсона-Бартольди. Училась в Берлине. Была приглашённым лектором в Пекине, в Осло, в Париже, в Познани, в Сантьяго-де-Чили и во Вроцлаве. К сфере особых интересов относятся теория и практика оркестровки, контрапункт начала XVII века, гендерные учения (с акцентом на исследования мужских хоров), а также история музыкальной теории. Недавние публикации посвящены произведениям Игоря Стравинского и Жерара Гризе, а также теории дирижирования и оркестровой практике XIX века.
Аннотация
Зигфрид Карг-Элерт хорошо известен как теоретик, не чуждый крайностей; его в большей степени, чем Римана, можно считать приверженцем теории А. фон Оттингена. Наряду с теоретическими работами, посвящёнными гармонии, Карг-Элерт также затрагивал вопросы формы, ритма и метра, однако эти его работы остались лишь в виде эскизов и набросков. В статье предлагается реконструкция взглядов Карг-Элерта на теорию метроритма с точки зрения их возможного развития. Подобный подход требует комментария современных теорий на предмет их корреляции с идеями Карг-Элерта (например, у Густава Бекинга, Эрнста Курта, Пауля Шенка и Фрица Ройтера). Также, для анализа сочинений Карг-Элерта предлагается гипотетически соотнести его метроритмическое мышление с мышлением Римана, который представлял научную оппозицию взглядам Карг-Элерта в Лейпциге.