Перейти к основному содержанию

Парадоксы ритма музыкальной формы

Аннотация
Ритм в музыке, охватывая разные стороны музыкальной формы, обнаруживает парадоксальные свойства, противоположные значению порядка во времени. Принцип неупорядоченности, названный в статье хтоническим (А.Ф.Лосев), обусловлен неодновременностью изменений–событий на различных уровнях структурной иерархии (Е. Ручьевская). Воплощаясь по-разному в искусстве прошлого и современности, проявление хтонического в ритме не исчерпывается приемами изображения хаоса либо отдельными способами временной организации (нерегулярностью, полиметрией и т.д.). Непрерывное взаимодействие разноплановых ритмических процессов в форме приводит к противоречиям и контрастам дискретности и континуальности, к несоизмеримости и акцентной неоднородности ритмических единиц. Хтонический принцип может рассматриваться как атрибут ритма вообще, во взаимодействии с закономерной упорядоченностью выражающий стихийное, повышенно эмоциональное и эвристическое начала музыкального искусства.

Ключевые слова
Ритм, время, хаос, неупорядоченность, стихийное, порядок, парадокс, музыкальная форма, музыкальное событие, синтаксис, хтонический принцип, музыкальный метр.

Номер журнала
6

Поделиться