Междисциплинарные акценты общей теории музыки

Аннотация
Общей теорией музыки следует назвать сумму теорий композиционных (полифония, гармония, форма и др.) и некомпозиционных (музыкальная семиотика, психология, акустика и т. д.). В философском плане музыка рассматривается в категориях времени, пространства, энергии. Важным взаимодействием с эстетикой является использование понятия «содержания», но «музыкальное содержание» трактуется как монокатегория, а не часть диады или триады. Влияние семиотики выражается в интерпретации знаменитой триады Чарлза Пирса: икон понимается как музыкальная эмоция, индекс как изобразительность, символ остается в том же своем значении. Влияние психологии сказывается на новых характеристиках музыкальных форм, благодаря применению понятий инерции и ее нарушения, напряжения и разрядки и т. д. Лингвистический подход выражается в разработке понятия музыкальной лексемы, соотношения лексемы и контекста и др. Аксиология также предстает в проекции на музыкальные явления.

Ключевые слова
Теория музыки, научная интегративность, включение в теорию музыки категорий философии, эстетики, семиотики, лингвистики, аксиологии.

Номер журнала: 
1