Конфуцианская мораль и воспитательная функция музыки: из истории японского школьного образования
Аннотация:
Данная статья сосредоточена на некоторых аспектах школьной образовательной реформы, предпринятой во время эпохи Мэйдзи (1868–1912). В процессе создания системы образования по западному образцу в программы начальной и средней школ была включена музыка как обязательный предмет. Для занятий пением были разработаны специальные хрестоматии «Сёгаку сёка сю», выходившие в 1881–1884 годах; их авторами были японский деятель образования Исава Сюдзи и американский педагог и композитор Лютер Уайтинг Мэйсон. Тексты песен были основаны как на природной тематике, так и на принципах морально-нравственного воспитания детей и подростков. Уважение к учителю и к обществу в целом, упорство, симпатия к окружающим — эти идеи в настоящее время продолжают жить и работать, несмотря на прозападные музыкальные вкусы современной японской молодежи.
Ключевые слова:
эпоха Мэйдзи, морально-нравственное воспитание, песни сёка, Лютер Уайтинг Мэйсон, Исава Сюдзи