О двух венских школах двенадцатитоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр
Аннотация
В статье поставлена проблема композиторской и теоретической школы Йозефа Маттиаса Хауэра как самостоятельной 12-тоновой ветви австрийской музыки XX века, альтернативной школе Шёнберга. Рассматривается просветительская и преподавательская деятельность Хауэра («Свободное движение», Австрийский семинар 12-тоновой музыки). Очерчивается круг учеников и последователей Хауэра (Отмар Штайнбауэр, Виктор Соколовски, Герман Хайс): некоторые из них восприняли его музыкально-философские идеи вне стилевой парадигмы; другие унаследовали и развивали технику музыкальной композиции, которая обеспечивала бы создание благозвучных произведений, основанных на функциональном равноправии всех двенадцати тонов. Сопоставление основополагающих художественных принципов Шёнберга и Хауэра позволяет определить роль и место Хауэра в музыке XX века.
Ключевые слова
12-тоновая техника, «нововенская школа», Арнольд Шёнберг, Йозеф Маттиас Хауэр, Отмар Штайнбауэр, Виктор Соколовски, Герман Хайс, учение о звуковых рядах