Танеев, Скрябин и идеи тематического единства в симфониях русских композиторов конца XIX — начала XX веков
Аннотация
Одно из ужасных совпадений в истории музыки состоит в том, что Сергей Иванович Танеев, некоторое время бывший учителем Александра Николаевича Скрябина, умер ровно через два месяца после своего ученика в 1915 году. Через сто лет после смерти этих двух композиторов в статье заново рассматривается их художественная связь на примере двух сочинений, которые разделяют всего несколько лет, а именно: Симфонии Танеева до минор, соч. 12 (1896–1898), и Второй симфонии Скрябина, соч. 29 (1901), написанной в той же тональности. В обеих симфониях используются многочисленные трансформации тем и мотивные связи между частями. В этом отношении данные симфонии связаны с парадигмой многочастной оркестровой композиции XIX века, так называемым «принципом цикличности». В статье также рассматриваются отношения учителя и ученика и возможные взаимовлияния между обоими композиторами.
Ключевые слова
Сергей Танеев, Александр Скрябин, Московская консерватория, симфония, оркестр, образование, композиция, теория музыки, музыкальная форма, циклическая форма, тематическое преобразование, тематизм