«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)
Аннотация
В настоящей статье на примере русской инструментальной музыки рубежа XIX–XX веков впервые ставится вопрос о таком явлении, как «музыкальные посвящения». Под музыкальными посвящениями мы понимаем сами произведения, в которых обнаруживаются признаки сознательного обращения композитора к музыке других авторов и устанавливается связь с чужим композиторским творчеством, как правило, с творчеством адресата посвящения. В статье представлена классификация способов, какими реализуется идея музыкального посвящения. Классификация описывает пять разновидностей, дифференцированных по величине и значимости музыкально-синтаксических, стилистических, жанровых, композиционных и тематических единиц, взятых из первоисточников и реализованных в посвящениях: 1) создание собственного крупного целого на основе музыки другого композитора; 2) обращение к жанру или музыкальной форме известного сочинения; 3) использование элементов стиля адресата посвящения или отдельных композиционно-технических приемов; 4) новое решение известной музыкально-драматургической концепции; 5) использование заимствованного тематизма в виде цитат и аллюзий на музыку адресата посвящения.
Ключевые слова
Русская музыка начала ХХ века, посвящение, «музыкальное посвящение», А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский.