Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения
Аннотация
Понятие «музыкальная идиома», давно применяемое в практике и теории джаза, в последние годы активно включается и в исследования академической музыки (М. Г. Арановским, В. Н. Холоповой, Л. Н. Шаймухаметовой и др.). Данное понятие соотносится с близкими по смыслу понятиями, используемыми зарубежными учеными (Л. Г. Ратнером, Д. Куком). Автор настоящей статьи выделяет идиому «зова-заклинания» в русской музыке начала ХХ века. На примере этой идиомы показывается острая проблематичность применения подобного понятия к музыке. Акцентируются типичные «опасности» этого пути — изменчивость структуры, произвольность присвоения «смысла» и его широкая вариативность. Тем не менее, делается вывод о необходимости и неизбежности поисков устойчивых оборотов-идиом в музыке определенной эпохи.
Ключевые слова
Музыкальная идиома (лексема), мотив «зова-заклинания», Скрябин, Рахманинов, Метнер, Лядов, Стравинский