Музыка и революция Эрвина Шульхофа: от дада к «Коммунистическому манифесту»
Аннотация
Статья посвящена чешскому композитору и пианисту Эрвину Шульхофу (1894‑1942). Судьба его типична для второго поколения представителей Новой музыки, которое начало свой творческий путь после окончания Первой мировой войны. В отличие от довоенного авангарда молодое поколение не скрывало своих левых взглядов, нередко отождествлявшихся с «музыкальным большевизмом».
Шульхоф на протяжении многих лет вынашивал свою идею «музыкальной революции» (Musikrevolution). В статье проясняется смысл, вкладываемый композитором в это понятие, а также прослеживаются основные этапы его эволюции: концерты «музыки будущего» в Дрездене, контакты с экспрессионистами и дадаистами, увлечение джазом, признание себя сторонником коммунистических идей и активная их пропаганда (оратория «Коммунистический манифест», 1932). На примере эпатажных дадаистских сочинений начала 1920-х годов демонстрируются наиболее важные открытия Шульхофа, которые смогли быть по-настоящему оценены лишь спустя десятилетия.
Ключевые слова
Эрвин Шульхоф, дадаизм, экспрессионизм, Коммунистический манифест, Альбан Берг, «репрессированная музыка»