Некоторые особенности формообразования в современной рок-музыке
Аннотация
Особенности формообразования в рок-музыке рассматриваются в эволюционном аспекте в контексте двух тенденций — имманентных преобразований и привнесения новых принципов извне. Первая связана с трансформацией песенной структуры за счет внутренних ресурсов материала куплета, вторая — с влиянием других форм европейской музыки, предполагающими иные средства развития материала по сравнению с куплетным принципом, и со становлением сквозной песенно-строфической формы, в которой важную роль играет музыкально-драматургический фактор. Различные модификации последней подвергаются в статье специальному рассмотрению. Одна из них характеризуется «равнинным» динамическим рельефом, пребыванием в одном состоянии. Другая представляет постепенное (а порой волнообразное) восхождение к кульминации. А третья образует сложный динамический рельеф, усиленный тематическими контрастами и тональными переходами. Кроме того, отмеченные модификации могут взаимодействовать и давать различные сочетания. Большинство из них неотделимы от вариантности как типа мышления. В качестве аналитического материала привлекаются композиции современного арт- и прогрессив-рока (Yes, Porcupine Tree, Radiohead, Anathema, Muse и других групп).
Ключевые слова
рок, куплетная форма, The Beatles, арт-рок, прогрессив-рок, музыкальная драматургия