Опыт классификации индивидуальных проектов в современной композиции
Аннотация
Цель настоящей статьи — показать, как когнитивные структуры влияют на формообразование в творчестве современных композиторов. В качестве методологической основы выступает процедурная замена следующего рода: это не поиск аналогии между произведением и типологическим образцом, а нахождение в тексте смысловых «отсветов» той или иной разновидности когнитивной модели, ментальной схемы, лежащей в основе композиции. Дальнейший путь интерпретации пролегает от когнитивной структуры к характеристике не текста, а дискурса. Эта процедура может дать дополнительные параметры в характеристике стиля того или иного автора, потому что ментальные структуры, такие как пропозиции, фреймы и образ-схемы, влияют на выбор композиционной модели; вернее, те или иные формы имеют привязку к определенным моделям. Ментальные схемы в сочинениях Губайдулиной, Шаррино, Лахенмана будут проанализированы как своего рода интерфейс между смыслом и формой.
Ключевые слова
София Губайдулина, Сальваторе Шаррино, Хельмут Лахенман, формообразование, ментальные схемы, когнитивные модели, семантический синтаксис