Закон динамической прогрессии (дзё-ха-кю) и «пауза» (ма) в традиционном музыкальном театре, музыке и других временных искусствах Японии: проблема аналитического подхода
Аннотация
Специфический японский, не имеющий аналогов в мировой музыкальной практике принцип организации композиционного процесса (дзё-ха-кю) в последние десятилетия все больше привлекает внимание композиторов и театральных режиссеров. Оформившийся в рамках средневековой музыкальной драмы Но, этот закон распространился не только на последующие музыкально-театральные жанры, но и на иные традиционные временные искусства Японии. По значимости дзё-ха-кю сравнивают с законом золотого сечения в европейском искусстве. Не менее специфическая японская трактовка паузы — тишины и остановки движения (ма) создает трудности не только для музыковедов, но и для японских исполнителей, для которых ощущение или интуитивное нахождение длительности паузы-ма является показателем высшего мастерства и духовности.
Ключевые слова
японская традиционная музыка, музыкальная драма Но (Ногаку), дзё-ха-кю, пауза ма, темп, метроритм, динамическая фрактальность в музыке