Электроакустическая музыка, как одно из направлений обновления музыкального языка и стиля в творчестве современных китайских композиторов конца ХХ – первой четверти XXI века
Аннотация
Смена творческих, образовательных и научных парадигм изучения культуры и искусства стран Юго-Восточной Азии обусловила начало активного исследования музыкального искусства данного региона. Интенсивное развитие цифровых технологий в Китае, в свою очередь, способствовало существенному обновлению корпуса электроакустических сочинений. Автор выявляет две противоположные тенденции, характерные для современных китайских композиторов, живущих как на родине, так и за рубежом. С одной стороны, желание активной интеграции в мировое музыкальное сообщество, с другой — сохранение при этом своей национальной идентичности посредством претворения национальных музыкальных символов — культурных кодов. Обращаясь к универсальным темам (космос, виртуальные вселенные), композиторы находят новые средства выразительности, и, в силу отсутствия привычных интонационных связей, опознаваемой семантики, такие электроакустические опусы нередко остаются непонятыми слушателем. В статье подчеркивается, что данная проблема требует комплексного решения, в том числе — совместными усилиями композиторов, исполнителей и музыковедов.
Ключевые слова
Электроакустическая музыка, творчество И. Л. Кефалиди, Н. А. Попова, Чжан Сяофу, Ли Биня, Ма Шихуа, мультимедийная симфония, восприятие музыки, семантика