«Чужое слово» в композиторском творчестве: Альфред Шнитке и Николай Корндорф
Аннотация
В статье делается попытка применить филологическое понятие М. М. Бахтина «чужое слово» к музыкальному искусству (это цитаты, квазицитаты, аллюзии, символические мотивы, темы-монограммы). Перечисленные явления связаны с полистилистикой в музыке, в более широком плане — с концепцией интертекстуальности.
С этой точки зрения в качестве примеров сравнивается использование цитат, квазицитат, аллюзий в произведениях композиторов, различных по эстетическим и художественным установкам: Струнное трио «В честь Альфреда Шнитке (AGSCH)», Mozart-Variationen для струнного секстета, Скерцо из Четвертой симфонии («Underground music») Николая Корндрофа; Четвертый концерт для скрипки с оркестром, Реквием (Lacrimosa), Moz-Art, вторая часть Третьей симфонии Альфреда Шнитке.
Выявляется различное отношение композиторов к стилевым моделям: у Шнитке — противопоставление цитат и квазицитат авторской музыке (полистилистика), у Корндорфа — напротив, сближение их с собственной стилистикой (в целом — тяготение к моностилистике).
Ключевые слова
«Чужое слово», интертекстуальность, полистилистика, коллаж, моностилистика, цитаты, квазицитаты, аллюзии, стилевая модель.