О бергиане Теодора Адорно
Аннотация
Статья посвящена обзору «бергианы» Теодора Адорно, которая включает в себя обширный круг его статей и исследований о творчестве Альбана Берга, создававшихся в период 1925-1968 гг. Рассматриваются ключевые музыкально-эстетические идеи Адорно, в том числе «музыкальная физиогномика», задача которой в отыскании универсальных констант личности и творчества вне механического перенесения на музыку внемузыкального. В качестве таких констант анализируются понятия «тона» и «(незаметного) перехода» — последнее вынесено в заглавие монографии Адорно о Берге, творчество которого становится для Адорно абсолютным воплощением феномена перехода как в музыкально-историческом, так и в стилевом ракурсе.
Ключевые слова
Теодор Адорно, Альбан Берг, fin de siècle, новая музыка, музыкальная физиогномика, тон, искусство незаметного перехода.