Перейти к основному содержанию

Легко ли сравнивать темпы?

Аннотация

Восприятие темпов парадоксально: одна и та же скорость исполнения может восприниматься как разные темпы, а относительно меньшую скорость слушатель оценивает как «особенно быстрый темп» (Ф. Вейнгартнер). На пути решения «парадокса Вейнгартнера — Штеглиха» рассматривается многообразие музыкальных шкал, существенных для восприятия ритмической энергии. Новоевропейский темп неразрывно связан с тактовой ритмикой. Специфика последней — активная роль зрительного восприятия, при посредстве которого нотные знаки (длительности) из обозначений отрезков времени превращаются в маркеры уровней акцентной структуры. Каждый знак имеет свой «вес», и в живом исполнении ритмические «массы» передаются слушателю. Темп европейской композиции XVIII–XIX веков, по определению М. Г. Харлапа, есть «количество движения» — «произведение скорости на массу». В статье предлагается авторская методика «взвешивания» счетных единиц, благодаря которой темпы выстраиваются по 20-балльной шкале.

 

Ключевые слова

Бах, Бетховен, изоморфизм в математике, логарифм, темповая транспозиция, теория групп, шкалирование в психологии

Номер журнала
29

Поделиться