Перейти к основному содержанию

Дьёрдь Лигети и дадаизм

Аннотация

Статья посвящена обоснованию связей творчества Д. Лигети с дадаизмом, одним из наиболее радикальных течений начала XX века. Лигети стал одним из тех, кто воспринял его влияние и воплотил его в своем творчестве, причем он оказался включен в
традицию, идущую от дада через все дальнейшие этапы его развития. В статье рассматриваются четыре феномена дада в творчестве композитора: традиция звуковой поэзии (Lautpoesie), шум как материал музыкального искусства, беззвучная музыка
(музыка tacet) и коллаж. При очевидном резонансе идей дада в творчестве Лигети вряд ли возможно безоговорочно причислить его к дадаистам, поскольку, оставаясь приверженцем «искусства для искусства», он не отождествляет, но разделяет искусство и
жизнь, подчас подвергая пародированию саму поэтику дадаизма.

Ключевые слова

Дьердь Лигети, дадаизм, абсурд, асемантическая поэзия, коллаж, редукция

Номер журнала
42

Поделиться