Проблемы жанровой классификации григорианского пения
Аннотация
Григорианское пение, будучи началом всей западной профессиональной музыки, вплоть до сегодняшнего дня не прерывает своих генетических связей, выраженных в преемственности интонационности, ладовых систем, музыкальной нотации, формообразовании, не говоря уже о своих прямых проявлениях в виде cantus prius factus, цитат, аллюзий.
Так как григорианское пение неразрывно связано с богослужением, его жанровые характеристики детерминированы прежде всего смыслом и общей структурой литургии. Следовательно, при жанровой классификации григорианского репертуара необходимо учитывать сразу несколько критериев. Главным образом именно из-за трудности совмещения разных критериев систематизация григорианских жанров довольно сложна и не единообразна. Кроме того, отдельные жанры могут занимать промежуточное положение. В силу того, что литургика складывалась постепенно, должна быть принята во внимание и огромная временнáя дистанция между возникновением отдельных музыкально-богослужебных жанров, а также стилистическая неоднородность жанров в течение их многовекового функционирования. В статье представлены основные классификации, используемые в современных научных трудах, учебниках по григорианскому пению и предложена собственная версия.
Ключевые слова: григорианское пение, жанр, жанровая классификация, жанровые критерии, литургия, месса, оффиций, псалом, псалмодия, антифонное пение, респонсорное пение, литургический речитатив, гимн