Перейти к основному содержанию

Жанровая инвариантность в творчестве П. Хиндемита

Аннотация

Хиндемит является одним из наиболее «жанровых» композиторов ХХ в. В его сочинениях представлены инвариантные модели различных жанров.

Наиболее важную роль в крупных сочинениях Хиндемита играет пассакалия, часто применяемая в заключительных частях крупных произведений. На примере финалов двух его опер («Кардильяк» и «Гармония мира») предлагается рассмотрение жанрового инварианта пассакалии. В опере «Кардильяк» пассакалия включена в активное действие, воплощая столкновение героя с толпой и его гибель; в финальной пассакалии «Гармонии мира» грандиозная музыкальная фреска представляет символическое превращение персонажей в космические планеты. Принципы функционирования жанрового инварианта дают возможность оценить его роль в становлении идеи мировой гармонии, которая формируется в виде линии от оперы «Кардильяк» к «Гармонии мира».

 

Ключевые слова

Хиндемит, инвариант, жанр, пассакалия, опера, финал, «Кардильяк», «Гармония мира»

 

Номер журнала
48

Поделиться