Франц Шрекер и Георг Фридрих Хаас: алхимия звука
Аннотация
Звук (нем.: Klang) является центральной категорией в творчестве двух австрийских композиторов: Франца Шрекера (1878–1934) и Георга Фридриха Хааса (р. 1953). Несмотря на то, что их разделяет почти столетие, очевидно сродство их творческих принципов. Звук — главная тема творчества Шрекера. Он функционирует как укорененный в топосах эпохи fin de siècle символ, который имеет конкретно-музыкальное выражение в орнаментальных фигурациях и специфических тембрах. Для постспектралиста и приверженца микрохроматики Хааса звук есть композиция как таковая: он «мыслит звуком», работая с микроинтервалами и обертонами, создавая мир, исполненный хрупкой красоты. Хаас высоко ценил музыку Шрекера, что подтверждают не только его высказывания о предшественнике, но и цитата из оперы «Дальний звон» в Концерте для виолончели с оркестром (2003/4). Творчество этого композитора определенно можно рассматривать как один из истоков выработанного Хаасом метода работы со звуком.
Ключевые слова
Звук, Франц Шрекер, югендстиль, Георг Фридрих Хаас, микрохроматика