Состояние и перспективы развития курса полифонии

Аннотация
Статья посвящена современному состоянию курса полифонии у музыковедов в Московской консерватории. Отмечая позитивную роль традиций, заложенных еще С. И. Танеевым и Г. А. Ларошем и продолженных В. В. Протопоповым и его учениками, автор приходит к выводу, что накопленный объем знаний в области теории и истории полифонии (с IX по XX век) делает его громоздким и сверхсложным. Решением данной проблемы может быть: 1) перенесение изучения систем полифонии (особенно ХХ века) в курс музыкально-теоретических систем, выделив их как одну из сквозных линий курса; 2) введение модульной организации предмета с разделением его на базовый одногодичный курс и модули, группирующие темы в соответствии со специализацией студентов; 3) варьирование исторической части курса полифонии по объему с целью превращения в тематическое дополнение курсов истории музыки. Автор предлагает также обратить внимание на изучение многоголосия в области внеевропейских культур и таких актуальных явлений, как микрохроматика, сонорика, спектральная музыка.

Ключевые слова
Полифония, контрапункт, системы контрапункта, композиция, модульная организация, импровизация контрапунктов, С. И. Танеев, Г. А. Ларош, В. В. Протопопов.

Номер журнала: 
1