Navigation
Новый выпуск
Авторы
Архив
Поиск статей
О журнале
Авторам
Общество теории музыки
Контакты
Статьи
Дирижер Игорь Блажков — «апостол новой музыки»
«Представлять то время, в котором живу»
«Моя музыка поет»
«Не только отдать дань памяти…»
«Не только отдать дань памяти…»
Муза против моды (по страницам трактата Н. Метнера)
Камерный концерт Альбана Берга: между игрой, памфлетом и приношением
Минимализм: «русская идея» Николая Корндорфа
В поисках жанровых границ мотета (по следам монографии Джули Камминг)
А. Н. Островский и А. С. Аренский: от «Воеводы» к «Сну на Волге»
«Стальной скок» С. С. Прокофьева в СССР (1927–1932): история сценической (не)судьбы
«Предпочитаю натуральное звучание»
«Держать глаза и разум открытыми»
Кафедра истории зарубежной музыки Московской консерватории на рубеже веков: к 75-летию Михаила Александровича Сапонова
Древнерусская певческая терминология в спецкурсе «История русской музыки XI – XVIII веков» в Московской консерватории
Древнерусская певческая терминология в спецкурсе «История русской музыки XI – XVIII веков» в Московской консерватории
Современная китайская опера (конца XX – начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня
Современная китайская опера (конца XX – начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня
Художественный мир пьесы М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода» в интерпретации П. Дюка: работа композитора с текстом драматурга
Музыка эпохи постпостмодернизма
Музыка эпохи постпостмодернизма
Музыка эпохи постпостмодернизма
Музыка эпохи постпостмодернизма
Александр Хубеев рассказывает об опыте своей работы в Германии
«Слышать то, что пишешь»
«Создать ощущение континуума»
Метафорическая терминология в отечественной методологии целостного анализа
«Откуда Вы, странник, пришли?»: Два романса Г. В. Свиридова на стихи Б. Л. Пастернака (1935)
От каммершпиле к экзистенциальной трагедии: роль музыки в «Строшеке» и «Войцеке» Вернера Херцога
Композиционная и драматургическая роль голоса в инструментальных сочинениях Николая Корндорфа: «Canzone triste» для арфы (1998), камерная симфония «Confessiones» для четырнадцати исполнителей и магнитофонной записи (1979), Квартет для двух скрипок, альта
Ложная реприза: к истории термина и приема
От героического эпоса олонхо — к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии)
Понятие imitatio в свете аутентичной и современной терминологии (по материалам IV Международного конгресса Общества теории музыки)
Золотой век культуры Дании. Эстетика и поэтика искусства
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
Отсроченные премьеры
К проблеме логических дефиниций понятия «музыкальная форма»
Термины-омонимы в музыкальной и филологической науке
Легко ли сравнивать темпы?
Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки
Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки
Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди
Теоретическая система в статье О. Балакаускаса «Додекатоника» (1997): дискурс композиторского творчества
Осмысление феномена музыкального времени в трактате Венсана д’Энди «Курс музыкальной композиции»
Понятие «лейтмотив» и его синонимы в терминологической системе В. д'Энди
Авторский анализ симфонических произведений Венсана д'Энди: к проблеме французской терминологии
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Accanto
Феномен революции в интерпретации Жана Ренуара (по материалам III Международного конгресса Общества теории музыки)
Жанр концертной симфонии в его историческом развитии
Музыкально-архитектурный Gesamtkunstwerk: об акустической детерминированности оркестрового стиля драмы Р. Вагнера «Парсифаль»
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — художественный космос метадрамы
«Чужое слово» в композиторском творчестве: Альфред Шнитке и Николай Корндорф
Мои встречи с Николаем Корндорфом
О бергиане Теодора Адорно
Иллюзия традиционности: музыка Александра Чугаева
Бах явленный и непостижимый
Автопортрет 1975
Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри
Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри
Юрий Николаевич Тюлин о музыкантах и музыкальной науке: (из беседы с Ю.Н. Холоповым 1 февраля 1968 года)
«Письмо к В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999): интертекстуальность и богатство смыслов в последнем фортепианном произведении Николая Корндорфа
Метод хронотопического анализа музыкального произведения (на примере прелюдии Дебюсси «Канопа»)
Музыкальная пресса-1917: редакционные перипетии в «Музыкальном современнике»
Либретто оперы Венсана д’Энди «Чужестранец» и пьесы Генрика Ибсена: опыт сравнительного анализа
Музыка ХХI века: первые итоги
Музыка ХХI века: первые итоги
Музыка ХХI века: первые итоги
Музыка ХХI века: первые итоги
Музыка ХХI века: первые итоги
Генеративная теория музыки в свете традиций Шенкера и Римана
Эстетика и стилистика творчества Арво Пярта: революция или эволюция?
Неизвестная опера Эдисона Денисова
Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня
Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня
«Великий стилистический перелом» в творчестве В. А. Моцарта: соната KV 533/494
Методология исторической и географической локализации латинских музыкально-литургических рукописей
Изобразительное искусство и музыкальный анализ: к проблеме междисциплинарных исследований
Parte del Tomaso Vitalino. «Чакона Витали» как феномен музыкального искусства барокко
«Cher Chopin»: о роли композитора в жизни и творчестве Э. Делакруа
«Свободный» или «интонационный» ритм: к проблеме методологических подходов в современном музыкознании
Константин Владимирович Зенкин — историк музыки, эстетик, пианист
Музыка советской эпохи: сто лет спустя
Орнстайн как русский композитор: к проблеме «Лео Орнстайн и Россия»
Музыка и революция Эрвина Шульхофа: от дада к «Коммунистическому манифесту»
Техника инверсии в полифонической теории и практике второй половины XVI–XVIII веков: слоги и звуки
События 1917 года в переписке семьи Римских-Корсаковых
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)
Направление «энергетизма» в контексте музыкознания ХХ века
О переосмыслении музыки, музыковедения и эстетики в парижском IRCAM
Этническое сольфеджио цифрового века
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Слово Вареза и о Варезе (из архива композитора в Фонде Пауля Захера)
Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века
Борис Владимирович Асафьев: идеи на века
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
Переводы трудов Гуго Римана на русский язык
Феномен перемещения оперы в инокультурную среду: XVIII век, шереметевские редакции
«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)
Цецилианство и Брукнер
Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения
А. Ф. Лосев о музыкальной критике
Направления музыкальной науки в России: на материале диссертаций 1930-х – 2000-х годов
Г. Г. Нейгауз и его ученики на Урале
Г. Г. Нейгауз и его ученики на Урале
Николай Сергеевич Корндорф и традиции преподавания инструментовки в Московской консерватории
Техника инганно: опыт классификации
Функциональный подход в отечественном учении о музыкальной форме
О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова
Отечественная теория жанра в свете современных гуманитарных методологий
Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов»
Развитие триады i:m:t Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского
Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского
Музыка как предмет философского осмысления
Научно-педагогическая школа Александра Дмитриевича Алексеева
Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову
Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе (вопросы методики преподавания предмета)
Танеев, Скрябин и идеи тематического единства в симфониях русских композиторов конца XIX — начала XX веков
Три вариации на тему одной премьеры
Три вариации на тему одной премьеры
Три вариации на тему одной премьеры
По ту сторону оперной постановки. Как проходила работа над оперой «По ту сторону тени»
Феномен нового музыкального театра
О двух венских школах двенадцатитоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр
Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы
Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası». М.: Композитор, 2015.
Особенности хоровой фактуры в условиях неклассического контекста (на примере произведений композиторов России и Беларуси)
Очевидное и латентное в драматургии музыкального произведения
Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио
Общественные объединения российских музыковедов и развитие современной музыкальной культуры
О восприятии научных идей С. И. Танеева в западноевропейском музыкознании
Полифонические жанры в клавирном творчестве В. А. Моцарта: традиционное и особенное
Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса
Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации
«Musurgia universalis» XXI века: рецензия на книгу: Холопова В. Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014
Теория исторической эволюции музыкальных стилей С. С. Скребкова и современность
Школа Льва Абрамовича Мазеля: пути эволюции
Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и её обновление в современной отечественной науке
Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко
Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения
Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы
Русская музыка за последние 20 лет
«Musique saturée»: новейшее течение во французской композиторской школе
Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа XIX–XX веков
Русская музыка за двадцать лет
Итоги двадцатилетия: интервью (вела А. А. Амрахова)
О понятиях Tact и Tactus в немецких трактатах барокко
О понятиях Tact и Tactus в немецких трактатах барокко
Ритм и метр в трудах Зигфрида Карг-Элерта
Парадоксы ритма музыкальной формы
Подходы к интерпретации гармонического ритма в зарубежном музыкознании
О методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых
Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия
Старинная опера как аналитический объект
Русская теория и европейская перспектива: о некоторых тенденциях в изучении музыки XX века
Элементарная теория музыки в контексте непрерывного музыкального образования: проблемы и перспективы
Непрерывное образование как основа музыкально-педагогической профессии
Тональность и модальность в русской теории музыки XIX века
Изучение гармонии как творческий процесс
Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов)
Становление изоритмии в ранних мотетах Филиппа де Витри
Роль полифонических фрагментов в балетах XIX — начала XX века
О канонической технике в сочинениях В. Титова
О мензуральной нотации, а также о канонах мензуральных и пропорциональных
Практическая направленность курса полифонии как актуальная проблема музыкальной педагогики XXI века
П. И. Чайковский переводит Ф. О. Геварта
Современное музыковедение и «стиль времени»
О перспективности функционального подхода к исследованию музыкальной стилистики
О «мнимой цитате» в «Пиковой даме» П.И. Чайковского: (парадоксы «встречных текстов»)
Трактат «О мензуральной музыке» Иоанна Гарландского, поэта и музыканта
Жанровая теория в певческом искусстве Древней Руси
Пассакалии и чаконы французского Grand Siècle сквозь призму риторической традиции эпохи
Модульная форма в музыке и метод ее анализа
Карл Дальхауз о судьбах анализа музыки XVIII — начала XX века
«Музыкальная форма» в Московской консерватории
О русских теоретических концепциях истории музыки
О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя
О кафедре теории музыки
Междисциплинарные акценты общей теории музыки
Музыкальное профессиональное образование в России: взгляд в будущее
«Мост к современности». О стилевом курсе гармонии
Полифония: курс будущего
Состояние и перспективы развития курса полифонии