Архив
Выпуск 2025 / 1 (49)
Амрахова А. А., Воронцов Ю. В., Зенкин К. В., Насонов Р. А.
Метадискурс русской музыкальной культуры: выпуск 7. Письмо А. Шнитке Ф. Караеву, ставшее поводом для серьезных размышлений о природе авангарда в музыке в целом, и о советском авангарде в частности
Амрахова А. А.
От редакции
Шнитке А. Г.
Письмо Ф. К. Караеву от 18 февраля 1988 года
Амрахова А. А., Насонов Р. А.
Чума на оба ваших дома (С Р. А. Насоновым беседует А. А. Амрахова)
Зенкин К. В.
Авангард как мимолетный опыт в позднесоветской музыке
Воронцов Ю. В.
Записки о Первой симфонии Альфреда Шнитке
Курленя К. М.
Репетитивные техники и смысловые метаморфозы повтора
Петрунина С. Ю.
Тань Дунь и Джон Кейдж: творческие параллели
Окунева Е. Г., Семко Д. С.
«Свой среди чужих, чужой среди своих»: парадоксы жанра в Концерте для саксофона с оркестром Алексея Крашенинникова
Выпуск 2024 / 4 (48)
Григорьева Г. В., Зенкин К. В., Карасева М. В., Кюрегян Т. С., Лосева О. В., Москва Ю. В., Чигарёва Е. И.
Метадискурс русской культуры: выпуск 6. К юбилею А. С. Соколова
Зенкин К. В.
Стилевые поля в посттрадиционалистской музыке и их инварианты
Стогний И. С.
Жанровая инвариантность в творчестве П. Хиндемита
Векслер Ю. С.
Проблема жанра в творчестве Альбана Берга: традиция как Aussenhalt
Москва Ю. В.
Герман из Райхенау. Музыка (Вступление и комментированный перевод — Ю. В. Москва)
Выпуск 2024 / 3 (47)
Цареградская Т. В.
Северина И. М.
Странствие как принцип творчества П. Вяхи
Таганов О. Н.
Пространственно-структурные особенности кварто-квинтового круга: Декартова Матрица
Юнусова В. Н.
Москва Ю. В.
Выпуск 2024 / 2 (46)
Соколов А. С.
На пороге ретроспективы обобщений и перспективы ожиданий
Чернова Т. Ю.
Об инвариантных чертах формообразования в европейской вокальной музыке классико-романтической традиции
Амрахова А. А.
Индивидуальные проекты. Не прозевали ли мы рождение нового жанра?
Москва Ю. В.
Проблемы жанровой классификации григорианского пения
Выпуск 2024 / 1 (45)
Амрахова А. А.
Метадискурс русской музыкальной культуры: выпуск 5 Памяти В. А. Екимовского
Раскатов А. М.
Странствующий рыцарь авангарда: вспоминая Виктора Екимовского
Власова Е.С.
Из истории АСМ-I: «современничество»
Фавали Федерико
Скрытые фигуры и потаенная геометрия в Прелюдии А. Н. Скрябина op. 74 № 1
Выпуск 2023 / 4 (44)
Лахенман Хельмут Фридрих
«Сицилиана» — иллюстрации и фрагменты комментария (Гансу Цендеру, которому посвящена «Танцевальная сюита с песней о Германии»)
Дубова А. Ю., Окунева Е. Г.
Музыка Андре Превена к фильму Ричарда Брукса «Элмер Гентри» (1960) как смыслообразующий фактор
Лалуев В. Я., Лесовиченко А. М.
Аспекты кощунства в советской музыке
Росси Марина
Тоска, одержимость и игра: ранние сочинения Лигети для женского хора
Выпуск 2023 / 3 (43)
Амрахова А. А., Караев Ф. К.
Интервью об отце «длиною в жизнь» (Метадискурс отечественной музыкальной культуры: выпуск 4)
Амрахова А. А., Фархадов Р. Я.
Композитор Фарадж Караев. О его жизненных ценностях, учителях, друзьях и немного о стиле: к юбилею мастера
Немцова А. А.
Необычайные приключения Орфея в одноименной трагикомедии Аурелио Аурели и Антонио Сарторио (1672)
ВЫПУСК 2023 / 2 (42)
Амрахова А. А., Ельянова М. Л.
Метадискурс русской музыкальной культуры: Выпуск 3. А. К. Вустин. К 80-летию композитора. История «коричневой тетради», журнала «Модернист» и «Варшавского дискуссионного клуба модернистов»
Векслер Ю. С.
Дьёрдь Лигети и дадаизм
Коряпина Т. П.
Трансформация финала в трех редакциях Четвертого фортепианного концерта С. В. Рахманинова: новый взгляд на форму
ВЫПУСК 2023 №1 (41)
Амрахова А. А., Екимовский В. А., Караев Ф. К., Курляндский Д. А., Николаев В. А., Фархадов Р. Я.
Метадискурс русской музыкальной культуры: выпуск 2. АСМ-2 и СоМа: коллективная летопись взаимоотношений
Соколов А.С.
«Печально я гляжу на наше поколенье!..»
Таганов О.Н.
Пространственно-векторные доминанты в искусстве: источники формирования и особенности
ВЫПУСК 2022 / 4 (40)
Амрахова А. А., Воронцов Ю. В., Зенкин К. В., Уманский К. А., Цыпин В. Г.
Метадискурс современной музыкальной культуры России (беседы о Веберне)
Федусова А. А.
«Дом там, там далеко»: песни П. Хааса из концлагеря Терезиенштадт
Кожевникова А. Р.
Перформанс в музыке: теоретические аспекты
Мур Б. Р.
Концерт для трубы Й. Гайдна в XX веке (перевод Н. А. Токарева*)
ВЫПУСК 2022 / 3 (39)
Ровенко Е. В.
Музыка как смыслообразующий компонент вангоговского мифа
Амрахова А. А.
Опыт классификации индивидуальных проектов в современной композиции
Сыров В. Н.
Некоторые особенности формообразования в современной рок-музыке
Полозова И. В.
Саратовское историческое и теоретическое музыкознание: история в 110 лет
ВЫПУСК 2022 / 2 (38)
Кром А. Е.
Майкл Гордон и Билл Моррисон: от репетитивной музыки к документальному фильму
Подгузова М. М.
Период эвакуации в творчестве К. А. Эрдели: 1941–1943 годы
Галкин А. А.
Тема смерти в творчестве Густава Малера
Клобукова (Голубинская) Н. Ф.
Конфуцианская мораль и воспитательная функция музыки: из истории японского школьного образования
ВЫПУСК 2022 / 1 (37)
Сундукова Л. И.
К вопросу о заимствованиях светских первоисточников в литургической музыке Ренессанса: культурологический аспект
Бочкова Т. Р.
Сольная органная соната в творчестве К. Ф. Э. Баха: между барокко и классицизмом
Купровская Е.О., Пьер Жодловски
Наравне с танцем и с пластическими искусствами
Купровская Е.О., Жером Комбье
Сконструировать свой звук — это… сконструировать самого себя
ВЫПУСК 2021 / 4 (36)
Терентьев С.С.
Дирижер Игорь Блажков — «апостол новой музыки»
Купровская Е.О., Рафаэль Сендо
«Представлять то время, в котором живу»
Купровская Е.О., Франсуа Меймун
«Моя музыка поет»
Рубцова В.В., Шатский П.А.
«Не только отдать дань памяти…»
ВЫПУСК 2021 / 3 (35)
Левая Т.Н.
Муза против моды (по страницам трактата Н. Метнера)
Векслер Ю.С.
Камерный концерт Альбана Берга: между игрой, памфлетом и приношением
Пантелеева Ю.Н.
Минимализм: «русская идея» Николая Корндорфа
Теплова А.С.
В поисках жанровых границ мотета (по следам монографии Джули Камминг)
ВЫПУСК 2021 / 2 (34)
Горшкова А.М.
А. Н. Островский и А. С. Аренский: от «Воеводы» к «Сну на Волге»
Поршнев И.Д.
«Стальной скок» С. С. Прокофьева в СССР (1927–1932): история сценической (не)судьбы
Купровская Е. О., Андре Бон
«Предпочитаю натуральное звучание»
Купровская Е. О., Огюстен Бро
«Держать глаза и разум открытыми»
ВЫПУСК 2021 / 1 (33)
Лесовиченко А. М.
Кафедра истории зарубежной музыки Московской консерватории на рубеже веков: к 75-летию Михаила Александровича Сапонова
Гурьева Н. В., Тюрина О. В.
Древнерусская певческая терминология в спецкурсе «История русской музыки XI – XVIII веков» в Московской консерватории
Юнусова В. Н., Дин Жун
Современная китайская опера (конца XX – начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня
ВЫПУСК 2020 / 4 (32)
Амрахова А. А., Акопян Л. О., Стоянова И., Цареградская Т. В.
Музыка эпохи постпостмодернизма
Амрахова А. А., Хубеев. А. М.
Александр Хубеев рассказывает об опыте своей работы в Германии
Купровская Е. О., Юрель Ф
«Слышать то, что пишешь»
Купровская Е. О., Леру Ф.
«Создать ощущение континуума»
ВЫПУСК 2020 / 3 (31)
Григорьева Г. В.
Метафорическая терминология в отечественной методологии целостного анализа
Невидимова М. А.
От каммершпиле к экзистенциальной трагедии: роль музыки в «Строшеке» и «Войцеке» Вернера Херцога
Тимофеева А. Н.
«Откуда Вы, странник, пришли?»: Два романса Г. В. Свиридова на стихи Б. Л. Пастернака (1935)
ВЫПУСК 2020 / 2 (30)
Лосева О. В.
Ложная реприза: к истории термина и приема
Добжанская О. Э.
От героического эпоса олонхо — к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии)
Москвина Ю. В.
Понятие imitatio в свете аутентичной и современной терминологии (по материалам IV Международного конгресса Общества теории музыки)
Белянский Д. В.
Золотой век культуры Дании. Эстетика и поэтика искусства
ВЫПУСК 2020 / 1 (29)
Амрахова А.А., Векслер Ю.С., Вустин А.К., Караев Ф.К., Кириллина Л.В., Савенко С.И., Уманский К.А.
Отсроченные премьеры
Соколов А.С.
К проблеме логических дефиниций понятия «музыкальная форма»
Чигарёва Е.И.
Термины-омонимы в музыкальной и филологической науке
Чехович Д.О.
Легко ли сравнивать темпы?
ВЫПУСК 2019 / 4 (28)
Науменко Т.И., Сусидко И.П.
Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки
Холопова В.Н.
Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди
Дауноравичене Гражина
Теоретическая система в статье О. Балакаускаса «Додекатоника» (1997): дискурс композиторского творчества
Ровенко Е.В.
Осмысление феномена музыкального времени в трактате Венсана д’Энди «Курс музыкальной композиции»
Рыжкова Н.П.
Понятие «лейтмотив» и его синонимы в терминологической системе В. д'Энди
Касимова А.Р.
Авторский анализ симфонических произведений Венсана д'Энди: к проблеме французской терминологии
ВЫПУСК 2019 / 3 (27)
Амрахова А.А., Зенкин К.В., Курышева Т.А., Насонов Р.А., Устинов А.А.
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?
Лахенман Хельмут Фридрих
Accanto
Ровенко Е.В.
Феномен революции в интерпретации Жана Ренуара (по материалам III Международного конгресса Общества теории музыки)
Солдатова С.Е.
Жанр концертной симфонии в его историческом развитии
ВЫПУСК 2019 / 2 (26)
Данузер Герман
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — художественный космос метадрамы
Чигарёва Е.И.
«Чужое слово» в композиторском творчестве: Альфред Шнитке и Николай Корндорф
Воронцов Ю.В.
Мои встречи с Николаем Корндорфом
Векслер Ю.С.
О бергиане Теодора Адорно
Иглицкий М.М.
Иллюзия традиционности: музыка Александра Чугаева
Кириллина Л.В.
Бах явленный и непостижимый
Рецензия на книгу: Гардинер Дж. Э. Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич. М.: Rosebud Publishing, 2019. 928 c.
Лахенман Хельмут Фридрих
Автопортрет 1975
ВЫПУСК 2019 / 1 (25)
Амрахова А. А., Тарнопольский В. Г.
Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри
Кюрегян Т. С.
Юрий Николаевич Тюлин о музыкантах и музыкальной науке (из беседы с Ю. Н. Холоповым 1 февраля 1968 года)
Астахова О. А.
Метод хронотопического анализа музыкального произведения (на примере прелюдии Дебюсси «Канопа»)
Белоус Ю. М.
Музыкальная пресса - 1917: редакционные перипетии в «Музыкальном современнике»
Рыжкова Н. П.
Либретто оперы Венсана д’Энди «Чужестранец» и пьесы Генрика Ибсена: опыт сравнительного анализа
ВЫПУСК 2018 / 4 (24)
Амрахова А. А., Акопян Л. О., Савенко С. И., Селимханов Дж., Цареградская Т. В.
Музыка ХХI века: первые итоги
Лердал А. У.
Генеративная теория музыки в свете традиций Шенкера и Римана
Савенко С. И.
Эстетика и стилистика творчества Арво Пярта: революция или эволюция?
Григорьева Г. В.
Неизвестная опера Эдисона Денисова
Янь Цзянань, Юнусова В. Н.
Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня
ВЫПУСК 2018 / 3 (23)
Тарасевич Н. И.
«Великий стилистический перелом» в творчестве В. А. Моцарта: соната KV 533/494
Москва Ю. В.
Методология исторической и географической локализации латинских музыкально-литургических рукописей
Ровенко Е. В.
Изобразительное искусство и музыкальный анализ: к проблеме междисциплинарных исследований
Текучева А. С.
Parte del Tomaso Vitalino. «Чакона Витали» как феномен музыкального искусства барокко
ВЫПУСК 2018 / 2 (22)
Ровенко Е. В.
«Cher Chopin»: о роли композитора в жизни и творчестве Э. Делакруа
Чащина С. В.
«Свободный» или «интонационный» ритм: к проблеме методологических подходов в современном музыкознании
Лесовиченко А. М.
Константин Владимирович Зенкин — историк музыки, эстетик, пианист
ВЫПУСК 2018 / 1 (21)
Гервер Л. Л.
Техника инверсии в полифонической теории и практике второй половины XVI–XVIII веков: слоги и звуки
Гусейнова З. М.
События 1917 года в переписке семьи Римских-Корсаковых
Векслер Ю. С.
Музыка и революция Эрвина Шульхофа: от дада к «Коммунистическому манифесту»
Смотров В. Е.
Орнстайн как русский композитор: к проблеме «Лео Орнстайн и Россия»
Цареградская Т. В.
Музыка советской эпохи: сто лет спустя
Рецензия на книгу: Hakobian L. Music of Soviet Era: 1917–1991. Second edition. London, New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. xvi, 512 p. (Routledge Russian and East European Music and Culture)
ВЫПУСК 2017 / 4 (20)
Амрахова А. А., Тарнопольский В. Г., Каспаров Ю. С., Воронцов Ю. В., Караев Ф. К., Уманский К. А., Курляндский Д. А.
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами
Цареградская Т. В.
Направление «энергетизма» в контексте музыкознания XX века
Стоянова И.
О переосмыслении музыки, музыковедения и эстетики в парижском IRCAM
Карасёва М. В.
Этническое сольфеджио цифрового века
ВЫПУСК 2017 / 3 (19)
Амрахова А. А., Зенкин К. В., Акопян Л. О., Сапонов М. А., Насонов Р. А., Кюрегян Т. С.
Реестр наших заблуждений
(беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)
Маклыгина А. А.
Слово Вареза и о Варезе
(из архива композитора в Фонде Пауля Захера)
Сангвинетти Дж.
Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века
ВЫПУСК 2017 / 2 (18)
Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
(интервью и беседы с Л. О. Акопяном, К. В. Зенкиным, Л. В. Кириллиной, А. М. Раскатовым, Дж. Селимхановым, В. Н. Юнусовой, ведущая — А. А. Амрахова)
Холопова В. Н.
Борис Владимирович Асафьев: идеи на века
Бояркина А. В.
Переводы трудов Гуго Римана на русский язык
Сафонова А. А.
Феномен перемещения оперы в инокультурную среду: XVIII век, шереметевские редакции
ВЫПУСК 2017 / 1 (17)
Русанова Н. В.
«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)
Локотьянова Д. Е.
Цецилианство и Брукнер
Афонина Н. Ю.
Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской
Валькова В. Б.
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения
ВЫПУСК 2016 / 4 (16)
Зенкин К. В.
А. Ф. Лосев о музыкальной критике
Науменко Т. И.
Направления музыкальной науки в России: на материале диссертаций 1930-х – 2000-х годов
Шабалина Л. К., Полоцкая Е. Е.
Г. Г. Нейгауз и его ученики на Урале
Вискова И. В.
Николай Сергеевич Корндорф и традиции преподавания инструментовки в Московской консерватории
Гервер Л. Л.
Техника инганно: опыт классификации
ВЫПУСК 2016 / 3 (15)
Соколов А. С.
Функциональный подход в отечественном учении о музыкальной форме
Сусидко И. П.
О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова
Амрахова А. А.
Отечественная теория жанра в свете современных гуманитарных методологий
Маклыгин А. Л.
Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов»
ВЫПУСК 2016 / 2 (14)
Чигарёва Е. И.
Развитие триады i:m:t Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского
Лосева О. В.
Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского
Малинковская А. В.
Научно-педагогическая школа Александра Дмитриевича Алексеева
Маклыгин А. Л.
Музыка как предмет философского осмысления
ВЫПУСК 2016 / 1 (13)
Лыжов Г. И.
Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову
Джуманова Л. Р.
Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе (вопросы методики преподавания предмета)
ВЫПУСК 2015 / 4 (12)
Сапонов М. А., Зенкин К. В., Цареградская Т. В.
Три вариации на тему одной премьеры
Материалы виртуального «круглого стола» о проблемах и тенденциях развития современного музыкального театра (автор предисловия и трёх интервью: А. А. Амрахова)
Тарнопольский В. Г.
По ту сторону оперной постановки. Как проходила работа над оперой «По ту сторону тени»
Тарнопольский В. В.
Феномен нового музыкального театра
ВЫПУСК 2015 / 3 (11)
Векслер Ю. С.
О двух венских школах двенадцатитоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр
Николаева Е. А.
Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы
ВЫПУСК 2015 / 2 (10)
Николаевская Ю. В.
Очевидное и латентное в драматургии музыкального произведения
Литвинова Т. А.
Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио
Дубатовская О. А.
Особенности хоровой фактуры в условиях неклассического контекста (на примере произведений композиторов России и Беларуси)
ВЫПУСК 2015 / 1 (9)
Зенкин К. В.
Общественные объединения российских музыковедов и развитие современной музыкальной культуры
Дебрюле С. С.
О восприятии научных идей С. И. Танеева в западноевропейском музыкознании
Чёрная М. Р.
Полифонические жанры в клавирном творчестве В. А. Моцарта: традиционное и особенное
ВЫПУСК 2014 / 4а (8а)
Дулат-Алеев В. Р.
Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы
Чигарёва Е. И.
Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения
Григорьева Г. В.
Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и ее обновление в современной отечественной науке
Савицкая О. П.
Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко
Дьячкова Л. С.
Школа Льва Абрамовича Мазеля: пути эволюции
Скребкова-Филатова М. С.
Теория исторической эволюции музыкальных стилей С. С. Скребкова и современность
ВЫПУСК 2014 / 4 (8)
Лыжов Г. И.
Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса
Чернобривец П. А.
Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации
Ферапонтова Е. В.
«Musurgia universalis» XXI века: рецензия на книгу: Холопова В. Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014
ВЫПУСК 2014 / 3 (7)
Дорогие читатели!
Изначально материал группировался так, чтобы весь номер был посвящен проблемам стиля — новейшим и не очень, «нашим» — и не совсем. Но главная задача состояла в том, чтобы прорваться сквозь «завесу» описательности, разрушить незримые оковы дисциплинарных границ и продемонстрировать сам процесс осмысления того, как формируется стиль.
С этого номера мы начинаем новую рубрику, которая будет называться «Из истории — в теорию». Задача перед ней стоит непростая и, вместе с тем, старая как мир: приблизить академическую науку к реальной жизни, теорию — к практике. Для этого мы будем заказывать нашим авторам — ведущим музыковедам России — статьи о новейшей музыке. Рядом будут публиковаться беседы или рецензии на эти статьи других музыковедов или композиторов, которые рассматривают приведенные в статье факты как бы немного (или кардинально) с других позиций, тем самым мы расширяем смысловое поле рефлексии по поводу только что или недавно происшедшего в музыкальной жизни. Открывает новую рубрику статья Ф. Софронова «Русская музыка за последние 20 лет».
Комментарии к этой статье, размышления по поводу того, как факты истории превращаются в стиль, — в интервью с В.Г. Тарнопольским. Направленность многих вопросов объясняется сверхидеей публикации: попробовать за чередой фактов и событий увидеть объективные стилеобразующие процессы.
Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова
Содержание
Из истории — в теорию
Софронов Ф. М.
Русская музыка за последние 20 лет
Тарнопольский В. Г.
Итоги двадцатилетия: интервью (вела А. А. Амрахова)
ВЫПУСК 2014 / 2 (6)
Содержание
Панов А. А., Розанов И. В.
О терминах Tactus и Tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI — начала XVIII вв.
Шрёдер Г.
Ритм и метр в трудах Зигфрида Карг-Элерта
Афонина Н. Ю.
Парадоксы ритма музыкальной формы
Чащина С. В.
Подходы к интерпретации гармонического ритма в зарубежном музыкознании
ВЫПУСК 2014 / 1 (5)
Несколько слов авторам и читателям Журнала ОТМ
Дорогие коллеги!
Между четвертым и пятым номерами нашего журнала пролегает различительная грань. Не временная, а качественная. За период в несколько месяцев в нашей жизни произошли огромные изменения: мы ввели анонимное рецензирование всех статей, присылаемых на публикацию. Кроме того, наш журнал введен в базу данных РИНЦ (этим, в частности, вызваны и новые требования к оформлению библиографии). Вся работа проведена на год вперед: костяк каждого выпуска уже составлен (журнал теперь будет ежеквартальным). Пока это статьи участников Первого конгресса Общества теории музыки («Теория музыки — многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы», Санкт-Петербург, 30 сентября — 2 октября 2013 года).
Читателей ни в коей мере не должен смущать факт малого количества авторов первого в 2014 году Журнала ОТМ. Все наши выпуски отныне — тематические. И вполне понятно, что в первом номере публикуются статьи наших ведущих музыковедов, посвященные проблемам методологии.
Обращаемся к нашим потенциальным авторам: мы по-прежнему открыты для всего нового и интересного. Следующие выпуски будут посвящены проблемам музыкальной формы, стиля и жанра, ритма и гармонии, — всему тому, чем испокон веков занималась теория музыки. Будут расширены и жанровые рамки публикуемого материала. Задумок много, только от Вас, уважаемые коллеги, будет зависеть время и качество их воплощения.
Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова
Содержание
Зенкин К. В.
О методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых
Холопова В. Н.
Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия
ВЫПУСК 2013 / 4 (4)
В четвертом номере журнала заканчивается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».
Редколлегия
Содержание
Сусидко И. П.
Старинная опера как аналитический объект
Цареградская Т. В.
Русская теория и европейская перспектива: о некоторых тенденциях в изучении музыки ХХ века
Джуманова Л. Р.
Элементарная теория музыки в контексте непрерывного музыкального образования: проблемы и перспективы
Робустова Л. П.
Непрерывное образование как основа музыкально-педагогической профессии
ВЫПУСК 2013 / 3 (3)
В третьем номере журнала продолжается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».
Редколлегия
Содержание
Глядешкина З. И.
Тональность и модальность в русской теории музыки XIX века
Катунян М. И.
Изучение гармонии как творческий процесс
Москва Ю. В.
Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов)
Гирфанова М. Е.
Становление изоритмии в ранних мотетах Филиппа де Витри
Груцынова А. П.
Роль полифонических фрагментов в балетах XIX — начала ХХ века
Плотникова Н. Ю.
О канонической технике в сочинениях В. Титова
Тарасевич Н. И.
О мензуральной нотации, а также о канонах мензуральных и пропорциональных
Франтова Т. В.
Практическая направленность курса полифонии как актуальная проблема музыкальной педагогики XXI века
Полоцкая Е. Е.
П. И. Чайковский переводит Ф. О. Геварта
ВЫПУСК 2013 / 2 (2)
Содержание
Науменко Т. И.
Современное музыковедение и «стиль времени»
Чернобривец П. А.
О перспективности функционального подхода к исследованию музыкальной стилистики
Титова Е. В.
О «мнимой цитате» в «Пиковой даме» П. И. Чайковского: (парадоксы «встречных текстов»)
Поспелова Р. Л.
Трактат «О мензуральной музыке» Иоанна Гарландского, поэта и музыканта
Шиндин Б. А.
Жанровая теория в певческом искусстве Древней Руси
Пылаева Л. Д.
Пассакалии и чаконы французского Grand Siècle сквозь призму риторической традиции эпохи
Переверзева М. В.
Модульная форма в музыке и метод ее анализа
Пылаев М. Е.
Карл Дальхауз о судьбах анализа музыки XVIII — начала XX века
Кюрегян Т. С.
«Музыкальная форма» в Московской консерватории
ВЫПУСК 2013 / 1 (1)
В Уставе Общества теории музыки, основанного в 2011 году, есть пункт, гласящий, что для достижения главной своей цели — содействия развитию и совершенствованию теории музыки — Общество в числе других мероприятий и инициатив будет издавать в свет профессиональный интернет-журнал. Первый его номер предлагается ныне вниманию читателей. Он включает в себя исследования, которые в форме научных докладов были представлены на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы», состоявшейся в Московской консерватории в апреле 2011 года и явившейся толчком к созданию Общества теории музыки.
Редколлегия
Содержание
Соколов А. С.
О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя
Назайкинский Е. В.
О кафедре теории музыки
Холопова В. Н.
Междисциплинарные акценты общей теории музыки
Зенкин К. В.
О русских теоретических концепциях истории музыки
Бондурянский А. З.
Музыкальное профессиональное образование в России: взгляд в будущее
Лыжов Г. И.
«Мост к современности». О стилевом курсе гармонии
Симакова Н. А.
Полифония: курс будущего
Кузнецов И. К.
Состояние и перспективы развития курса полифонии