Архив

ВЫПУСК 2017 / 1 (17)

Русанова Н. В.
«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)

Локотьянова Д. Е.
Цецилианство и Брукнер

Афонина Н. Ю.
Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской

Валькова В. Б.
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения

 

ВЫПУСК 2016 / 4 (16)

Зенкин К. В.
А. Ф. Лосев о музыкальной критике

Науменко Т. И.
Направления музыкальной науки в России: на материале диссертаций 1930-х – 2000-х годов

Шабалина Л. К., Полоцкая Е. Е.
Г. Г. Нейгауз и его ученики на Урале

Вискова И. В.
Николай Сергеевич Корндорф и традиции преподавания инструментовки в Московской консерватории

Гервер Л. Л.
Техника инганно: опыт классификации

 

ВЫПУСК 2016 / 3 (15)

Соколов А. С.
Функциональный подход в отечественном учении о музыкальной форме

Сусидко И. П.
О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р.
 Н. Берберова

Амрахова А. А.
Отечественная теория жанра в свете современных гуманитарных методологий

Маклыгин А. Л.
Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов»

 

ВЫПУСК 2016 / 2 (14)

Чигарёва Е. И.
Развитие триады i:m:t Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского

Лосева О. В.
Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского

Малинковская А. В.
Научно-педагогическая школа Александра Дмитриевича Алексеева

Маклыгин А. Л.
Музыка как предмет философского осмысления. Рецензия на книгу: Зенкин К. Музыка — Эйдос — Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015. 464 с.

 

ВЫПУСК 2016 / 1 (13)

Лыжов Г. И.
Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову

Джуманова Л. Р.
Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе (вопросы методики преподавания предмета)

Битцан В.
Танеев, Скрябин и идеи тематического единства в симфониях русских композиторов конца XIX — начала XX веков

 

ВЫПУСК 2015 / 4 (12)

Сапонов М. А., Зенкин К. В., Цареградская Т. В.
Три вариации на тему одной премьеры
Материалы виртуального «круглого стола» о проблемах и тенденциях развития современного музыкального театра (автор предисловия и трёх интервью: А. А. Амрахова)

Тарнопольский В. Г.
По ту сторону оперной постановки. Как проходила работа над оперой «По ту сторону тени»

Тарнопольский В. В.
Феномен нового музыкального театра

 

ВЫПУСК 2015 / 3 (11)

Векслер Ю. С.
О двух венских школах двенадцатитоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр

Николаева Е. А.
Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы

Лыжов Г. И.
Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası».
М.: Композитор, 2015.

 

ВЫПУСК 2015 / 2 (10)

Николаевская Ю. В.
Очевидное и латентное в драматургии музыкального произведения

Литвинова Т. А.
Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио

Дубатовская О. А.
Особенности хоровой фактуры в условиях неклассического контекста (на примере произведений композиторов России и Беларуси)

 

ВЫПУСК 2015 / 1 (9)

Зенкин К. В.
Общественные объединения российских музыковедов и развитие современной музыкальной культуры

Дебрюле С. С.
О восприятии научных идей С. И. Танеева в западноевропейском музыкознании

Чёрная М. Р.
Полифонические жанры в клавирном творчестве В. А. Моцарта: традиционное и особенное

 

ВЫПУСК 2014 / 4а (8а)

Дулат-Алеев В. Р.
Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы

Чигарёва Е. И.
Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения

Григорьева Г. В.
Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и ее обновление в современной отечественной науке

Савицкая О. П.
Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко

Дьячкова Л. С.
Школа Льва Абрамовича Мазеля: пути эволюции

Скребкова-Филатова М. С.
Теория исторической эволюции музыкальных стилей С. С. Скребкова и современность

 

ВЫПУСК 2014 / 4 (8)

Лыжов Г. И.
Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса

Чернобривец П. А.
Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации

Ферапонтова Е. В.
«Musurgia universalis» XXI века: рецензия на книгу: Холопова В. Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014

 

ВЫПУСК 2014 / 3 (7)

Дорогие читатели!

Изначально материал группировался так, чтобы весь номер был посвящен проблемам стиля — новейшим и не очень, «нашим»  — и не совсем. Но главная задача состояла в том, чтобы прорваться сквозь «завесу» описательности, разрушить незримые оковы дисциплинарных границ и продемонстрировать сам процесс осмысления того, как формируется стиль.

С этого номера мы начинаем новую рубрику, которая будет называться «Из истории — в теорию». Задача перед ней стоит непростая и, вместе с тем, старая как мир: приблизить академическую науку к реальной жизни, теорию — к практике. Для этого мы будем заказывать нашим авторам — ведущим музыковедам России — статьи о новейшей музыке. Рядом будут публиковаться беседы или рецензии на эти статьи других музыковедов или композиторов, которые рассматривают приведенные в статье факты как бы немного (или кардинально) с других позиций, тем самым мы расширяем смысловое поле рефлексии по поводу только что или недавно происшедшего в музыкальной жизни. Открывает новую рубрику статья Ф. Софронова «Русская музыка за последние 20 лет».

Комментарии к этой статье, размышления по поводу того, как факты истории превращаются в стиль, — в интервью с В.Г. Тарнопольским. Направленность многих вопросов объясняется сверхидеей публикации: попробовать за чередой фактов и событий увидеть объективные стилеобразующие процессы.

Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова


Содержание

Стили, направления, школы
 
 
 

Из истории — в теорию

Софронов Ф. М.
Русская музыка за последние 20 лет

Тарнопольский В. Г.
Итоги двадцатилетия: интервью (вела А. А. Амрахова)

 

ВЫПУСК 2014 / 2 (6)

Содержание

Панов А. А., Розанов И. В.
О терминах Tactus и Tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI — начала XVIII вв.

Шрёдер Г.
Ритм и метр в трудах Зигфрида Карг-Элерта

Афонина Н. Ю.
Парадоксы ритма музыкальной формы

Чащина С. В.
Подходы к интерпретации гармонического ритма в зарубежном музыкознании

 

ВЫПУСК 2014 / 1 (5)

Несколько слов авторам и читателям Журнала ОТМ

Дорогие коллеги!

Между четвертым и пятым номерами нашего журнала пролегает различительная грань. Не временная, а качественная. За период в несколько месяцев в нашей жизни произошли огромные изменения: мы ввели анонимное рецензирование всех статей, присылаемых на публикацию. Кроме того, наш журнал введен в базу данных РИНЦ (этим, в частности, вызваны и новые требования к оформлению библиографии). Вся работа проведена на год вперед: костяк каждого выпуска уже составлен (журнал теперь будет ежеквартальным). Пока это статьи участников Первого конгресса Общества теории музыки («Теория музыки — многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы», Санкт-Петербург, 30 сентября — 2 октября 2013 года).

Читателей ни в коей мере не должен смущать факт малого количества авторов первого в 2014 году Журнала ОТМ. Все наши выпуски отныне — тематические. И вполне понятно, что в первом номере публикуются статьи наших ведущих музыковедов, посвященные проблемам методологии.

Обращаемся к нашим потенциальным авторам: мы по-прежнему открыты для всего нового и интересного. Следующие выпуски будут посвящены проблемам музыкальной формы, стиля и жанра, ритма и гармонии, — всему тому, чем испокон веков занималась теория музыки. Будут расширены и жанровые рамки публикуемого материала. Задумок много, только от Вас, уважаемые коллеги, будет зависеть время и качество их воплощения.

Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова

Содержание

Зенкин К. В.
О методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых

Холопова В. Н.
Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия

 

ВЫПУСК 2013 / 4 (4)

В четвертом номере журнала заканчивается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».

Редколлегия

Содержание

Сусидко И. П.
Старинная опера как аналитический объект

Цареградская Т. В.
Русская теория и европейская перспектива: о некоторых тенденциях в изучении музыки ХХ века

Джуманова Л. Р.
Элементарная теория музыки в контексте непрерывного музыкального образования: проблемы и перспективы

Робустова Л. П.
Непрерывное образование как основа музыкально-педагогической профессии

 

ВЫПУСК 2013 / 3 (3)

В третьем номере журнала продолжается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».

Редколлегия

Содержание

Глядешкина З. И.
Тональность и модальность в русской теории музыки XIX века

Катунян М. И.
Изучение гармонии как творческий процесс

Москва Ю. В.
Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов)

Гирфанова М. Е.
Становление изоритмии в ранних мотетах Филиппа де Витри

Груцынова А. П.
Роль полифонических фрагментов в балетах XIX — начала ХХ века

Плотникова Н. Ю.
О канонической технике в сочинениях В. Титова

Тарасевич Н. И.
О мензуральной нотации, а также о канонах мензуральных и пропорциональных

Франтова Т. В.
Практическая направленность курса полифонии как актуальная проблема музыкальной педагогики XXI века

Полоцкая Е. Е.
П. И. Чайковский переводит Ф. О. Геварта

 

ВЫПУСК 2013 / 2 (2)

Содержание

Науменко Т. И.
Современное музыковедение и «стиль времени»

Чернобривец П. А.
О перспективности функционального подхода к исследованию музыкальной стилистики

Титова Е. В.
О «мнимой цитате» в «Пиковой даме» П. И. Чайковского: (парадоксы «встречных текстов»)

Поспелова Р. Л.
Трактат «О мензуральной музыке» Иоанна Гарландского, поэта и музыканта

Шиндин Б. А.
Жанровая теория в певческом искусстве Древней Руси

Пылаева Л. Д.
Пассакалии и чаконы французского Grand Siècle сквозь призму риторической традиции эпохи

Переверзева М. В.
Модульная форма в музыке и метод ее анализа

Пылаев М. Е.
Карл Дальхауз о судьбах анализа музыки XVIII — начала XX века

Кюрегян Т. С.
«Музыкальная форма» в Московской консерватории

 

ВЫПУСК 2013 / 1 (1)

В Уставе Общества теории музыки, основанного в 2011 году, есть пункт, гласящий, что для достижения главной своей цели — содействия развитию и совершенствованию теории музыки — Общество в числе других мероприятий и инициатив будет издавать  в свет профессиональный интернет-журнал. Первый его номер предлагается ныне вниманию читателей. Он включает в себя исследования, которые в форме научных докладов были представлены на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы», состоявшейся в Московской консерватории в апреле 2011 года и явившейся толчком к созданию Общества теории музыки.

Редколлегия

Содержание

Соколов А. С.
О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя

Назайкинский Е. В.
О кафедре теории музыки

Холопова В. Н.
Междисциплинарные акценты общей теории музыки

Зенкин К. В.
О русских теоретических концепциях истории музыки

Бондурянский А. З.
Музыкальное профессиональное образование в России: взгляд в будущее

Лыжов Г. И.
«Мост к современности». О стилевом курсе гармонии

Симакова Н. А.
Полифония: курс будущего

Кузнецов И. К.
Состояние и перспективы развития курса полифонии