Перейти к основному содержанию

Архив

Выпуск 2024 / 2 (46)

Соколов А. С.
На пороге ретроспективы обобщений и перспективы ожиданий
 

Чернова Т. Ю.
Об инвариантных чертах формообразования в европейской вокальной музыке классико-романтической традиции
 

Амрахова А. А.
Индивидуальные проекты. Не прозевали ли мы рождение нового жанра?
 

Москва Ю. В.
Проблемы жанровой классификации григорианского пения

Выпуск 2024 / 1 (45)

Амрахова А. А.
Метадискурс русской музыкальной культуры: выпуск 5 Памяти В. А. Екимовского
 

Раскатов А. М.
Странствующий рыцарь авангарда: вспоминая Виктора Екимовского
 

Власова Е.С.
Из истории АСМ-I: «современничество»
 

Фавали Федерико
Скрытые фигуры и потаенная геометрия в Прелюдии А. Н. Скрябина op. 74 № 1

Выпуск 2023 / 4 (44)

Лахенман Хельмут Фридрих
«Сицилиана» — иллюстрации и фрагменты комментария (Гансу Цендеру, которому посвящена «Танцевальная сюита с песней о Германии»)
 

Дубова А. Ю., Окунева Е. Г.
Музыка Андре Превена к фильму Ричарда Брукса «Элмер Гентри» (1960) как смыслообразующий фактор
 

Лалуев В. Я., Лесовиченко А. М.
Аспекты кощунства в советской музыке
 

Росси Марина
Тоска, одержимость и игра: ранние сочинения Лигети для женского хора

Выпуск 2023 / 3 (43)

Амрахова А. А., Караев Ф. К.
Интервью об отце «длиною в жизнь» (Метадискурс отечественной музыкальной культуры: выпуск 4)
 

Амрахова А. А., Фархадов Р. Я.
Композитор Фарадж Караев. О его жизненных ценностях, учителях, друзьях и немного о стиле: к юбилею мастера
 

Лянь Ицэнь
К проблеме методологии сравнительного искусствознания в контексте музыковедения в мультикультурном мире
 

Немцова А. А.
Необычайные приключения Орфея в одноименной трагикомедии Аурелио Аурели и Антонио Сарторио (1672)

ВЫПУСК 2023 / 2 (42)
Амрахова А. А., Ельянова М. Л.
Метадискурс русской музыкальной культуры: Выпуск 3. А. К. Вустин. К 80-летию композитора. История «коричневой тетради», журнала «Модернист» и «Варшавского дискуссионного клуба модернистов»

Векслер Ю. С.
Дьёрдь Лигети и дадаизм

Есипова М. В.
Закон динамической прогрессии (дзё-ха-кю) и «пауза» (ма) в традиционном музыкальном театре, музыке и других временных искусствах Японии: проблема аналитического подхода

Коряпина Т. П.
Трансформация финала в трех редакциях Четвертого фортепианного концерта С. В. Рахманинова: новый взгляд на форму

ВЫПУСК 2023 №1 (41)

Амрахова А. А., Екимовский В. А., Караев Ф. К., Курляндский Д. А., Николаев В. А., Фархадов Р. Я.
Метадискурс русской музыкальной культуры: выпуск 2. АСМ-2 и СоМа: коллективная летопись взаимоотношений

Соколов А.С.
«Печально я гляжу на наше поколенье!..»

Таганов О.Н.
Пространственно-векторные доминанты в искусстве: источники формирования и особенности

Конькин Г. А.
Каноническая техника в мотетах Томаса Таллиса и Уильяма Бёрда из сборника «Cantiones, quae ab argumentо sacrae vocantur» (1575)

 

ВЫПУСК 2022 / 4 (40)

Амрахова А. А., Воронцов Ю. В., Зенкин К. В., Уманский К. А., Цыпин В. Г.

Метадискурс современной музыкальной культуры России (беседы о Веберне)
 

Федусова А. А.

«Дом там, там далеко»: песни П. Хааса из концлагеря Терезиенштадт
 

Кожевникова А. Р.

Перформанс в музыке: теоретические аспекты
 

Мур Б. Р.

Концерт для трубы Й. Гайдна в XX веке (перевод Н. А. Токарева*)

ВЫПУСК 2022 / 3 (39)

Ровенко Е. В.

Музыка как смыслообразующий компонент вангоговского мифа
 

Амрахова А. А.

Опыт классификации индивидуальных проектов в современной композиции
 

Сыров В. Н.

Некоторые особенности формообразования в современной рок-музыке
 

Полозова И. В.

Саратовское историческое и теоретическое музыкознание: история в 110 лет


ВЫПУСК 2022 / 2 (38)

Кром А. Е.
Майкл Гордон и Билл Моррисон: от репетитивной музыки к документальному фильму
 

Подгузова М. М.
Период эвакуации в творчестве К. А. Эрдели: 1941–1943 годы
 

Галкин А. А.
Тема смерти в творчестве Густава Малера
 

Клобукова (Голубинская) Н. Ф.
Конфуцианская мораль и воспитательная функция музыки: из истории японского школьного образования


ВЫПУСК 2022 / 1 (37)

 

Сундукова Л. И.
К вопросу о заимствованиях светских первоисточников в литургической музыке Ренессанса: культурологический аспект

Бочкова Т. Р.
Сольная органная соната в творчестве К. Ф. Э. Баха: между барокко и классицизмом

Купровская Е.О., Пьер Жодловски
Наравне с танцем и с пластическими искусствами

Купровская Е.О., Жером Комбье 
Сконструировать свой звук — это… сконструировать самого себя

 


ВЫПУСК 2021 / 4 (36)

 

Терентьев С.С.
Дирижер Игорь Блажков — «апостол новой музыки»

Купровская Е.О., Рафаэль Сендо
«Представлять то время, в котором живу»

Купровская Е.О., Франсуа Меймун
«Моя музыка поет»

Рубцова В.В., Шатский П.А.
«Не только отдать дань памяти…»

 


ВЫПУСК 2021 / 3 (35)

 

Левая Т.Н.
Муза против моды (по страницам трактата Н. Метнера)

Векслер Ю.С.
Камерный концерт Альбана Берга: между игрой, памфлетом и приношением

Пантелеева Ю.Н.
Минимализм: «русская идея» Николая Корндорфа

Теплова А.С.
В поисках жанровых границ мотета (по следам монографии Джули Камминг)

 


ВЫПУСК 2021 / 2 (34)

 

Горшкова А.М.
А. Н. Островский и А. С. Аренский: от «Воеводы» к «Сну на Волге»

Поршнев И.Д.
«Стальной скок» С. С. Прокофьева в СССР (1927–1932): история сценической (не)судьбы

Купровская Е. О., Андре Бон
«Предпочитаю натуральное звучание»

Купровская Е. О., Огюстен Бро
«Держать глаза и разум открытыми»

 


ВЫПУСК 2021 / 1 (33)

 

Лесовиченко А. М.
Кафедра истории зарубежной музыки Московской консерватории на рубеже веков: к 75-летию Михаила Александровича Сапонова

Гурьева Н. В., Тюрина О. В.
Древнерусская певческая терминология в спецкурсе «История русской музыки XI – XVIII веков» в Московской консерватории

Юнусова В. Н., Дин Жун
Современная китайская опера (конца XX – начала XXI веков) и «Первый император» Тань Дуня

Шуткова М. С.
Художественный мир пьесы М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода» в интерпретации П. Дюка: работа композитора с текстом драматурга

 


ВЫПУСК 2020 / 4 (32)

 

Амрахова А. А., Акопян Л. О., Стоянова И., Цареградская Т. В.
Музыка эпохи постпостмодернизма

Амрахова А. А., Хубеев. А. М.
Александр Хубеев рассказывает об опыте своей работы в Германии

Купровская Е. О., Юрель Ф
«Слышать то, что пишешь»

Купровская Е. О., Леру Ф.
«Создать ощущение континуума»

 


ВЫПУСК 2020 / 3 (31)

 

Григорьева Г. В.
Метафорическая терминология в отечественной методологии целостного анализа

Невидимова М. А.
От каммершпиле к экзистенциальной трагедии: роль музыки в «Строшеке» и «Войцеке» Вернера Херцога

Тимофеева А. Н.
«Откуда Вы, странник, пришли?»: Два романса Г. В. Свиридова на стихи Б. Л. Пастернака (1935)

Зубова О. А.
Композиционная и драматургическая роль голоса в инструментальных сочинениях Николая Корндорфа: «Canzone triste» для арфы (1998), камерная симфония «Confessiones» для четырнадцати исполнителей и магнитофонной записи (1979), Квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1992)

 


ВЫПУСК 2020 / 2 (30)

 

Лосева О. В.
Ложная реприза: к истории термина и приема

Добжанская О. Э.
От героического эпоса олонхо — к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии)

Москвина Ю. В.
Понятие imitatio в свете аутентичной и современной терминологии (по материалам IV Международного конгресса Общества теории музыки)

Белянский Д. В.
Золотой век культуры Дании. Эстетика и поэтика искусства

 


ВЫПУСК 2020 / 1 (29)

 

Амрахова А.А., Векслер Ю.С., Вустин А.К., Караев Ф.К., Кириллина Л.В., Савенко С.И., Уманский К.А.
Отсроченные премьеры

Соколов А.С.
К проблеме логических дефиниций понятия «музыкальная форма»

Чигарёва Е.И.
Термины-омонимы в музыкальной и филологической науке

Чехович Д.О.
Легко ли сравнивать темпы?

 


ВЫПУСК 2019 / 4 (28)

 

Науменко Т.И., Сусидко И.П.
Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки

Холопова В.Н.
Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди

Дауноравичене Гражина
Теоретическая система в статье О. Балакаускаса «Додекатоника» (1997): дискурс композиторского творчества

Ровенко Е.В.
Осмысление феномена музыкального времени в трактате Венсана д’Энди «Курс музыкальной композиции»

Рыжкова Н.П.
Понятие «лейтмотив» и его синонимы в терминологической системе В. д'Энди

Касимова А.Р.
Авторский анализ симфонических произведений Венсана д'Энди: к проблеме французской терминологии

 


ВЫПУСК 2019 / 3 (27)

 

Амрахова А.А., Зенкин К.В., Курышева Т.А., Насонов Р.А., Устинов А.А.
Музыкальная критика — вчера, сегодня… A будет ли она завтра?

Лахенман Хельмут Фридрих
Accanto

Ровенко Е.В.
Феномен революции в интерпретации Жана Ренуара (по материалам III Международного конгресса Общества теории музыки)

Гордон А.О.
Музыкально-архитектурный Gesamtkunstwerk: об акустической детерминированности оркестрового стиля драмы Р. Вагнера «Парсифаль»

Солдатова С.Е.
Жанр концертной симфонии в его историческом развитии

 


ВЫПУСК 2019 / 2 (26)

 

Данузер Герман
«Нюрнбергские мейстерзингеры» — художественный космос метадрамы

Чигарёва Е.И.
«Чужое слово» в композиторском творчестве: Альфред Шнитке и Николай Корндорф

Воронцов Ю.В.
Мои встречи с Николаем Корндорфом

Векслер Ю.С.
О бергиане Теодора Адорно

Иглицкий М.М.
Иллюзия традиционности: музыка Александра Чугаева

 

Кириллина Л.В.
Бах явленный и непостижимый

Рецензия на книгу: Гардинер Дж. Э. Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич. М.: Rosebud Publishing, 2019. 928 c.

Лахенман Хельмут Фридрих
Автопортрет 1975

 


ВЫПУСК 2019 / 1 (25)

 

Амрахова А. А., Тарнопольский В. Г.
Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри

Кюрегян Т. С.
Юрий Николаевич Тюлин о музыкантах и музыкальной науке (из беседы с Ю. Н. Холоповым 1 февраля 1968 года)

Уилсон Т.
«Письмо к В. Мартынову и Г. Пелецису» (1999): интертекстуальность и богатство смыслов в последнем фортепианном произведении Николая Корндорфа

Астахова О. А.
Метод хронотопического анализа музыкального произведения (на примере прелюдии Дебюсси «Канопа»)

Белоус Ю. М.
Музыкальная пресса - 1917: редакционные перипетии в «Музыкальном современнике»

Рыжкова Н. П.
Либретто оперы Венсана д’Энди «Чужестранец» и пьесы Генрика Ибсена: опыт сравнительного анализа

 


ВЫПУСК 2018 / 4 (24)

 

Амрахова А. А., Акопян Л. О., Савенко С. И., Селимханов Дж., Цареградская Т. В.
Музыка ХХI века: первые итоги

Лердал А. У.
Генеративная теория музыки в свете традиций Шенкера и Римана

Савенко С. И.
Эстетика и стилистика творчества Арво Пярта: революция или эволюция?

Григорьева Г. В.
Неизвестная опера Эдисона Денисова

Янь Цзянань, Юнусова В. Н.
Китайская «Новая волна» и творчество Сюй Чанцзюня

 

 


ВЫПУСК 2018 / 3 (23)

 

Тарасевич Н. И.
«Великий стилистический перелом» в творчестве В. А. Моцарта: соната KV 533/494

Москва Ю. В.
Методология исторической и географической локализации латинских музыкально-литургических рукописей

Ровенко Е. В.
Изобразительное искусство и музыкальный анализ: к проблеме междисциплинарных исследований

Текучева А. С.
Parte del Tomaso Vitalino. «Чакона Витали» как феномен музыкального искусства барокко
 

 


ВЫПУСК 2018 / 2 (22)

 

Ровенко Е. В.
«Cher Chopin»: о роли композитора в жизни и творчестве Э. Делакруа

Чащина С. В.
«Свободный» или «интонационный» ритм: к проблеме методологических подходов в современном музыкознании

Лесовиченко А. М.
Константин Владимирович Зенкин — историк музыки, эстетик, пианист

 


ВЫПУСК 2018 / 1 (21)

 

Гервер Л. Л.
Техника инверсии в полифонической теории и практике второй половины XVI–XVIII веков: слоги и звуки

Гусейнова З. М.
События 1917 года в переписке семьи Римских-Корсаковых

Векслер Ю. С.
Музыка и революция Эрвина Шульхофа: от дада к «Коммунистическому манифесту»

Смотров В. Е.
Орнстайн как русский композитор: к проблеме «Лео Орнстайн и Россия»

Цареградская Т. В.
Музыка советской эпохи: сто лет спустя
Рецензия на книгу: Hakobian L. Music of Soviet Era: 1917–1991. Second edition. London, New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. xvi, 512 p. (Routledge Russian and East European Music and Culture)

 


ВЫПУСК 2017 / 4 (20)

 

Амрахова А. А., Тарнопольский В. Г., Каспаров Ю. С., Воронцов Ю. В., Караев Ф. К., Уманский К. А., Курляндский Д. А.
Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами

Цареградская Т. В.
Направление «энергетизма» в контексте музыкознания XX века

Стоянова И.
О переосмыслении музыки, музыковедения и эстетики в парижском IRCAM

Карасёва М. В.
Этническое сольфеджио цифрового века

 


ВЫПУСК 2017 / 3 (19)

 

Амрахова А. А., Зенкин К. В., Акопян Л. О., Сапонов М. А., Насонов Р. А., Кюрегян Т. С.
Реестр наших заблуждений
(беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)

Маклыгина А. А.
Слово Вареза и о Варезе
(из архива композитора в Фонде Пауля Захера)

Сангвинетти Дж.
Загадка на ровном месте: partimenti и их значение в музыкальной теории XVIII века

 


ВЫПУСК 2017 / 2 (18)

 

Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»
(интервью и беседы с Л. О. Акопяном, К. В. Зенкиным, Л. В. Кириллиной, А. М. Раскатовым, Дж. Селимхановым, В. Н. Юнусовой, ведущая — А. А. Амрахова)

Холопова В. Н.
Борис Владимирович Асафьев: идеи на века

Бояркина А. В.
Переводы трудов Гуго Римана на русский язык

Сафонова А. А.
Феномен перемещения оперы в инокультурную среду: XVIII век, шереметевские редакции

 


ВЫПУСК 2017 / 1 (17)

 

Русанова Н. В.
«Музыкальные посвящения» в русской инструментальной музыке рубежа XIX – XX веков (к постановке вопроса)

Локотьянова Д. Е.
Цецилианство и Брукнер

Афонина Н. Ю.
Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской

Валькова В. Б.
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт осмысления и применения

 


ВЫПУСК 2016 / 4 (16)

 

Зенкин К. В.
А. Ф. Лосев о музыкальной критике

Науменко Т. И.
Направления музыкальной науки в России: на материале диссертаций 1930-х – 2000-х годов

Шабалина Л. К., Полоцкая Е. Е.
Г. Г. Нейгауз и его ученики на Урале

Вискова И. В.
Николай Сергеевич Корндорф и традиции преподавания инструментовки в Московской консерватории

Гервер Л. Л.
Техника инганно: опыт классификации

 


ВЫПУСК 2016 / 3 (15)

 

Соколов А. С.
Функциональный подход в отечественном учении о музыкальной форме

Сусидко И. П.
О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова

Амрахова А. А.
Отечественная теория жанра в свете современных гуманитарных методологий

Маклыгин А. Л.
Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов»

 


ВЫПУСК 2016 / 2 (14)

 

Чигарёва Е. И.
Развитие триады i:m:t Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского

Лосева О. В.
Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского

Малинковская А. В.
Научно-педагогическая школа Александра Дмитриевича Алексеева

Маклыгин А. Л.
Музыка как предмет философского осмысления

 


ВЫПУСК 2016 / 1 (13)

 

Лыжов Г. И.
Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову

Джуманова Л. Р.
Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе (вопросы методики преподавания предмета)

Битцан В.
Танеев, Скрябин и идеи тематического единства в симфониях русских композиторов конца XIX — начала XX веков

 


ВЫПУСК 2015 / 4 (12)

 

Сапонов М. А., Зенкин К. В., Цареградская Т. В.
Три вариации на тему одной премьеры

Материалы виртуального «круглого стола» о проблемах и тенденциях развития современного музыкального театра (автор предисловия и трёх интервью: А. А. Амрахова)

Тарнопольский В. Г.
По ту сторону оперной постановки. Как проходила работа над оперой «По ту сторону тени»

Тарнопольский В. В.
Феномен нового музыкального театра

 


ВЫПУСК 2015 / 3 (11)

 

Векслер Ю. С.
О двух венских школах двенадцатитоновой техники: Шёнберг vs. Хауэр

Николаева Е. А.
Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы

Лыжов Г. И.
Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası».
М.: Композитор, 2015.

 


ВЫПУСК 2015 / 2 (10)

 

Николаевская Ю. В.
Очевидное и латентное в драматургии музыкального произведения

Литвинова Т. А.
Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио

Дубатовская О. А.
Особенности хоровой фактуры в условиях неклассического контекста (на примере произведений композиторов России и Беларуси)

 


ВЫПУСК 2015 / 1 (9)

 

Зенкин К. В.
Общественные объединения российских музыковедов и развитие современной музыкальной культуры

Дебрюле С. С.
О восприятии научных идей С. И. Танеева в западноевропейском музыкознании

Чёрная М. Р.
Полифонические жанры в клавирном творчестве В. А. Моцарта: традиционное и особенное

 


ВЫПУСК 2014 / 4а (8а)

 

Дулат-Алеев В. Р.
Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы

Чигарёва Е. И.
Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения

Григорьева Г. В.
Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и ее обновление в современной отечественной науке

Савицкая О. П.
Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко

Дьячкова Л. С.
Школа Льва Абрамовича Мазеля: пути эволюции

Скребкова-Филатова М. С.
Теория исторической эволюции музыкальных стилей С. С. Скребкова и современность

 


ВЫПУСК 2014 / 4 (8)

 

Лыжов Г. И.
Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса

Чернобривец П. А.
Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации

Ферапонтова Е. В.
«Musurgia universalis» XXI века: рецензия на книгу: Холопова В. Н. Феномен музыки. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014

 


ВЫПУСК 2014 / 3 (7)

 

Дорогие читатели!

Изначально материал группировался так, чтобы весь номер был посвящен проблемам стиля — новейшим и не очень, «нашим»  — и не совсем. Но главная задача состояла в том, чтобы прорваться сквозь «завесу» описательности, разрушить незримые оковы дисциплинарных границ и продемонстрировать сам процесс осмысления того, как формируется стиль.

С этого номера мы начинаем новую рубрику, которая будет называться «Из истории — в теорию». Задача перед ней стоит непростая и, вместе с тем, старая как мир: приблизить академическую науку к реальной жизни, теорию — к практике. Для этого мы будем заказывать нашим авторам — ведущим музыковедам России — статьи о новейшей музыке. Рядом будут публиковаться беседы или рецензии на эти статьи других музыковедов или композиторов, которые рассматривают приведенные в статье факты как бы немного (или кардинально) с других позиций, тем самым мы расширяем смысловое поле рефлексии по поводу только что или недавно происшедшего в музыкальной жизни. Открывает новую рубрику статья Ф. Софронова «Русская музыка за последние 20 лет».

Комментарии к этой статье, размышления по поводу того, как факты истории превращаются в стиль, — в интервью с В.Г. Тарнопольским. Направленность многих вопросов объясняется сверхидеей публикации: попробовать за чередой фактов и событий увидеть объективные стилеобразующие процессы.

Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова


Содержание

Стили, направления, школы
 
 
 

Из истории — в теорию

Софронов Ф. М.
Русская музыка за последние 20 лет

Тарнопольский В. Г.
Итоги двадцатилетия: интервью (вела А. А. Амрахова)

 


ВЫПУСК 2014 / 2 (6)

 

Содержание

Панов А. А., Розанов И. В.
О терминах Tactus и Tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI — начала XVIII вв.

Шрёдер Г.
Ритм и метр в трудах Зигфрида Карг-Элерта

Афонина Н. Ю.
Парадоксы ритма музыкальной формы

Чащина С. В.
Подходы к интерпретации гармонического ритма в зарубежном музыкознании

 


ВЫПУСК 2014 / 1 (5)

 

Несколько слов авторам и читателям Журнала ОТМ

Дорогие коллеги!

Между четвертым и пятым номерами нашего журнала пролегает различительная грань. Не временная, а качественная. За период в несколько месяцев в нашей жизни произошли огромные изменения: мы ввели анонимное рецензирование всех статей, присылаемых на публикацию. Кроме того, наш журнал введен в базу данных РИНЦ (этим, в частности, вызваны и новые требования к оформлению библиографии). Вся работа проведена на год вперед: костяк каждого выпуска уже составлен (журнал теперь будет ежеквартальным). Пока это статьи участников Первого конгресса Общества теории музыки («Теория музыки — многоотраслевая современная наука. Инновации и дискуссионные проблемы», Санкт-Петербург, 30 сентября — 2 октября 2013 года).

Читателей ни в коей мере не должен смущать факт малого количества авторов первого в 2014 году Журнала ОТМ. Все наши выпуски отныне — тематические. И вполне понятно, что в первом номере публикуются статьи наших ведущих музыковедов, посвященные проблемам методологии.

Обращаемся к нашим потенциальным авторам: мы по-прежнему открыты для всего нового и интересного. Следующие выпуски будут посвящены проблемам музыкальной формы, стиля и жанра, ритма и гармонии, — всему тому, чем испокон веков занималась теория музыки. Будут расширены и жанровые рамки публикуемого материала. Задумок много, только от Вас, уважаемые коллеги, будет зависеть время и качество их воплощения.

Главный редактор Журнала Общества теории музыки А.А. Амрахова

Содержание

Зенкин К. В.
О методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых

Холопова В. Н.
Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия

 


ВЫПУСК 2013 / 4 (4)

 

В четвертом номере журнала заканчивается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».

Редколлегия

Содержание

Сусидко И. П.
Старинная опера как аналитический объект

Цареградская Т. В.
Русская теория и европейская перспектива: о некоторых тенденциях в изучении музыки ХХ века

Джуманова Л. Р.
Элементарная теория музыки в контексте непрерывного музыкального образования: проблемы и перспективы

Робустова Л. П.
Непрерывное образование как основа музыкально-педагогической профессии

 


ВЫПУСК 2013 / 3 (3)

 

В третьем номере журнала продолжается публикация материалов научных докладов, которые были прочитаны на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы».

Редколлегия

Содержание

Глядешкина З. И.
Тональность и модальность в русской теории музыки XIX века

Катунян М. И.
Изучение гармонии как творческий процесс

Москва Ю. В.
Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов)

Гирфанова М. Е.
Становление изоритмии в ранних мотетах Филиппа де Витри

Груцынова А. П.
Роль полифонических фрагментов в балетах XIX — начала ХХ века

Плотникова Н. Ю.
О канонической технике в сочинениях В. Титова

Тарасевич Н. И.
О мензуральной нотации, а также о канонах мензуральных и пропорциональных

Франтова Т. В.
Практическая направленность курса полифонии как актуальная проблема музыкальной педагогики XXI века

Полоцкая Е. Е.
П. И. Чайковский переводит Ф. О. Геварта

 


ВЫПУСК 2013 / 2 (2)

 

Содержание

Науменко Т. И.
Современное музыковедение и «стиль времени»

Чернобривец П. А.
О перспективности функционального подхода к исследованию музыкальной стилистики

Титова Е. В.
О «мнимой цитате» в «Пиковой даме» П. И. Чайковского: (парадоксы «встречных текстов»)

Поспелова Р. Л.
Трактат «О мензуральной музыке» Иоанна Гарландского, поэта и музыканта

Шиндин Б. А.
Жанровая теория в певческом искусстве Древней Руси

Пылаева Л. Д.
Пассакалии и чаконы французского Grand Siècle сквозь призму риторической традиции эпохи

Переверзева М. В.
Модульная форма в музыке и метод ее анализа

Пылаев М. Е.
Карл Дальхауз о судьбах анализа музыки XVIII — начала XX века

Кюрегян Т. С.
«Музыкальная форма» в Московской консерватории

 


ВЫПУСК 2013 / 1 (1)

 

В Уставе Общества теории музыки, основанного в 2011 году, есть пункт, гласящий, что для достижения главной своей цели — содействия развитию и совершенствованию теории музыки — Общество в числе других мероприятий и инициатив будет издавать  в свет профессиональный интернет-журнал. Первый его номер предлагается ныне вниманию читателей. Он включает в себя исследования, которые в форме научных докладов были представлены на всероссийской научной конференции «Теория музыки в России — традиции и перспективы», состоявшейся в Московской консерватории в апреле 2011 года и явившейся толчком к созданию Общества теории музыки.

Редколлегия

Содержание

Соколов А. С.
О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя

Назайкинский Е. В.
О кафедре теории музыки

Холопова В. Н.
Междисциплинарные акценты общей теории музыки

Зенкин К. В.
О русских теоретических концепциях истории музыки

Бондурянский А. З.
Музыкальное профессиональное образование в России: взгляд в будущее

Лыжов Г. И.
«Мост к современности». О стилевом курсе гармонии

Симакова Н. А.
Полифония: курс будущего

Кузнецов И. К.
Состояние и перспективы развития курса полифонии