Перейти к основному содержанию

В. Н. Холопова. «Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия»

Валентина Николаевна Холоповадоктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, академик РАЕ, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Аннотация
В статье впервые рассматриваются три основных направления в изучении смысла музыки: герменевтика (толкование музыки), семантика (значение различных явлений музыки), содержание (выразительно-смысловая сущность музыки). В качестве родоначальника музыкальной герменевтики указывается Г. Кречмар (1902). Утверждается приоритет Б.В. Асафьева во введении понятия «музыкальная семантика» (1929); также анализируются аналогичные работы немецких, французских, английских и американских ученых. Констатируется зарождение теории музыкального содержания в России в работах автора данной статьи (с 1980).

Ключевые слова
Смысл музыки, музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание

v_kholopova@mail.ru