Н. Ю. Афонина. «Парадоксы ритма музыкальной формы»

Нина Юрьевна Афонина — доцент, кандидат искусствоведения.
Окончила Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова (1968), Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (1973), аспирантуру Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, по классу профессора, доктора искусствоведения Екатерины Александровны Ручьевской (1976).
В 1983 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Метрическая переменность, ее формообразующее и выразительное значение (на материале классической и современной музыки)», научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Екатерина Александровна Ручьевская.
Работала с 1975 г. в Ленинградском Музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова, затем в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (с 1976 по настоящее время).

Аннотация
Ритм в музыке, охватывая разные стороны музыкальной формы, обнаруживает парадоксальные свойства, противоположные значению порядка во времени. Принцип неупорядоченности, названный в статье хтоническим (А.Ф.Лосев), обусловлен неодновременностью изменений–событий на различных уровнях структурной иерархии (Е. Ручьевская). Воплощаясь по-разному в искусстве прошлого и современности, проявление хтонического в ритме не исчерпывается приемами изображения хаоса либо отдельными способами временной организации (нерегулярностью, полиметрией и т.д.). Непрерывное взаимодействие разноплановых ритмических процессов в форме приводит к противоречиям и контрастам дискретности и континуальности, к несоизмеримости и акцентной неоднородности ритмических единиц. Хтонический принцип может рассматриваться как атрибут ритма вообще, во взаимодействии с закономерной упорядоченностью выражающий стихийное, повышенно эмоциональное и эвристическое начала музыкального искусства.

Ключевые слова
Ритм, время, хаос, неупорядоченность, стихийное, порядок, парадокс, музыкальная форма, музыкальное событие, синтаксис, хтонический принцип, музыкальный метр.