Перейти к основному содержанию

Пылаева Лариса Дмитриевна

Пылаева Лариса Дмитриевна — доктор искусствоведения, профессор кафедры музыковедения и музыкальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Пассакалии и чаконы французского Grand Siècle сквозь призму риторической традиции эпохи

Приложения:
Видеопример: Ж.-Б. Люлли. «Пассакалия» из «Персея». Исп.: солисты К. Пирс, Дж. Торп; оркестр барочной музыки «Лирические таланты» под управлением К. Руссе.  Постановка К. Пирса (1995)

Схема хореографии «Пасскалии» из «Персея» Люлли

Аннотация
В статье предложен особый ракурс анализа музыкальной композиции барочного танца. Он основан на выявлении соотношений музыкального и хореографического компонентов, координируемых риторикой. В сценических пассакалиях и чаконах французских авторов XVII — начала XVIII века танец наиболее ярко проявляет себя в качестве эквивалента выразительной ораторской речи. Автором проводятся аналогии между композицией танцев и диспозицией ораторского выступления, правомерные в контексте традиций «риторической эпохи».

Ключевые слова: Grand Siècle, риторика, диспозиция, belle danse, Ж.-Б. Люлли, Л.-Г. Пекур, хореография, пассакалия, вариации на basso ostinato.

Литература