Чигарёва Е. И.

Доктор искусствоведения, профессор 
кафедры теории музыки историко-теоретического факультета Московской 
государственной консерватории имени П. И. Чайковского

E-mail: echigareva@yandex.ru

Термины-омонимы в музыкальной и филологической науке

Аннотация

Статья посвящена сравнению терминологии в музыке и литературе. Несмотря на общность многих терминов, они очень часто имеют различное значение, то есть оказываются терминами-омонимами (Е. Г. Эткинд). Подобные явления могут возникнуть и из-за параллелизма видов искусства, и как результат взаимовлияния двух гуманитарных наук (музыковедение и филология), но также вследствие аналогий, которые используют исследователи, пытаясь сблизить музыку и литературу.

«Чужое слово» в композиторском творчестве: Альфред Шнитке и Николай Корндорф

Аннотация

В статье делается попытка применить филологическое понятие М. М. Бахтина «чужое слово» к музыкальному искусству (это цитаты, квазицитаты, аллюзии, символические мотивы, темы-монограммы). Перечисленные явления связаны с полистилистикой в музыке, в более широком плане — с концепцией интертекстуальности.

Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения

Аннотация
В статье рассматривается проблема музыкальности литературного произведения с точки зрения как композиционных закономерностей, так и мотивной организации. В центре внимания автора понятие мотива и его различные трактовки филологами и музыковедами в зависимости от эстетической и научной позиции исследователей. Главная задача статьи — показать эстетическую (и, реже, структурную) взаимосвязь двух видов искусства. В качестве примера представлен анализ рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином».