Развитие триады i:m:t Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского

Аннотация
В статье описывается, какие идеи Асафьева послужили и базисом, и импульсом для Бобровского, и как эти идеи развил Бобровский, создав на их основе целостную систему — функциональную теорию музыкальной формы. Единое функционально-процессуальное понимание музыкальной формы — основа метода Боровского — есть уже у Асафьева. То новое, что внес Бобровский в учение Асафьева, прежде всего, состоит в том, что он разработал систему функций, распространив ее не только на общие принципы развития — соотношение i (initium — начало): m (movere — двигать): t (tеrminus — конец, предел) —, но и на конкретные формы. Перед нами 1) общие логические функции, которые непосредственно связаны с музыкальной формой; 2) общие композиционные функции, действующие в любой музыкальной форме; 3) специальные композиционные функции, организующие конкретные музыкальные формы.

Ключевые слова
Триада i:m:t; функциональная теория; функции: общелогические, общие композиционные, специальные композиционные; совмещение, переключение, отключение функций; композиционное отклонение, модуляция, эллипсис.

Номер журнала: 
14