Амрахова А. А.

Доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, заведующая сектором программ по связям с общественностью Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, главный редактор Журнала Общества теории музыки.

E-mail: amrahova54@mail.ru

Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри

Аннотация

Композитор и педагог В. Г. Тарнопольский рассказывает о возникновении в 1993 году ансамбля солистов «Студия новой музыки» — ведущего ансамбля современной музыки в России — и его задачах. Деятельность таких структур Московской консерватории, как Центр современной музыки, кафедра современной музыки и «Студия новой музыки», созданных при непосредственном участии Тарнопольского, рассматривается героем интервью на широком культурологическом фоне, который включает в себя панораму всего происходящего в современной музыке.

 

Музыка ХХI века: первые итоги

Аннотация

Темой круглого стола стала музыка первых 18 лет XXI столетия. Обсуждению подверглись основные направления современного искусства — авангард, постмодернизм, а также особенности нового мироощущения, выразившиеся в сфере пространственно‑временной организации и принципов формообразования музыкальных сочинений.

Ключевые слова

Музыка XXI века, авангард, постмодернизм, особенности формообразования в современной музыке, пространство и время в современных опусах

Реестр наших заблуждений. Часть 2: беседы с композиторами (ведущая — А. А. Амрахова)

Аннотация
На вопросы А. А. Амраховой отвечают ведущие российские композиторы: В. Г. Тарнопольский, Ю. С. Каспаров, Ю. В. Воронцов, Ф. К. Караев, К. А. Уманский, Д. А. Курляндский. В центре обсуждения — проблемы преподавания композиции в современной культурной ситуации, изменившаяся шкала ценностей, специфика композиторского анализа сочинений.

Ключевые слова
современная музыка, авангардизм, постмодернизм, преподавание композиции, музыковедческий и композиторский анализ, традиции и эпигонство в искусстве

Реестр наших заблуждений (беседы и размышления об отечественном музыкознании, ведущая обсуждения — А. А. Амрахова)

Аннотация
Видные отечественные музыковеды Л. О. Акопян, М. А. Сапонов, Р. А. Насонов и К. В. Зенкин в беседах с А. А. Амраховой, обсуждают проблемы, злободневные для современного отечественного музыкознания: о специальных музыковедческих методах исследования, о новейших тенденциях в гуманитарной методологии, о несоответствии классического аналитического аппарата современному музыкальному искусству. В попытке дать ответ на вопрос «Какие теории и идеи заслуживают сегодня серьезной переоценки?» — создаётся «реестр наших заблуждений».

Национальные школы в эпоху глобализации: «история с географией»

(интервью и беседы с Л. О. Акопяном, К. В. Зенкиным, Л. В. Кириллиной, А. М. Раскатовым, Дж. Селимхановым, В. Н. Юнусовой, ведущая — А. А. Амрахова)

Отечественная теория жанра в свете современных гуманитарных методологий

Аннотация
В статье рассматривается теория жанра в трудах Альшванга, Сохора, Назайкинского, Арановского и других музыковедов. Важнейшие положения их работ — такие как обобщение через жанр, жанровый стиль, семантический инвариант, жанровый модус — рассматриваются в свете современных гуманитарных методологий.

Ключевые слова
Теория жанра в музыковедении, Альшванг, Сохор, Назайкинский, Арановский, когнитивная лингвистика, когнитивная поэтика, прототипическая семантика, теория референции, когнитивные модели