Чума на оба ваших дома (С Р. А. Насоновым беседует А. А. Амрахова)
Аннотация
Р. А. Насонов размышляет об истоках возникновения в искусстве метафорического деления на «правое» и «левое», обращаясь к таким темам, как художник и власть, художник и идеология. По мнению автора, все в конечном итоге упирается в фундаментальную дихотомию традиционного и новаторского. В ХХ веке «левое» выражается не столько в изобретении новых техник композиции и, как следствие, в расширении представлений о том, что является материалом музыкального искусства, сколько в попытках дискредитировать традиционное («филармоническое») музицирование как таковое и предложить ему альтернативы. Так, по крайней мере, это видится с исторической дистанции.
Время нейтрализует эффект и собственно «левизны», и любых проявлений новаторства в искусстве, какими бы революционными они ни представлялись современникам. Показательным примером может служить творчество А. Шнитке. Мы и сегодня восхищаемся многими произведениями композитора, но склонны трактовать их как естественное продолжение традиций концертной музыки, попытку наполнить академические жанры новой жизнью — исходя из опыта общения с широкой аудиторией, полученного Шнитке не в последнюю очередь благодаря работе в советской киноиндустрии. Редкая способность «раскрепощать» музыкантов и публику, дистанцируясь и от левацкого нигилизма, и от сентиментального охранительства, окрашенного конформизмом, определяет актуальность его наследия в наши дни. Звучание «главных опусов» Шнитке на современной концертной эстраде — это не только дань памяти выдающемуся соотечественнику, но и уникальный импульс, устремляющий нас в будущее академического искусства.
Ключевые слова
А. Г. Шнитке, «левое и правое» в искусстве, авангардизм и традиция, глубинный нарратив