Ровенко Е. В.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

E-mail: rovenko-lena@mail.ru

Осмысление феномена музыкального времени в трактате Венсана д’Энди «Курс музыкальной композиции»

Аннотация
Интерпретация категории музыкального времени и связанной с ней категории ритма выявляет специфику художественного мышления в рамках определенной эпохи и национальной культуры. Венсан д’Энди, известный своим негативным отношением к проблеме проникновения метра в музыку, предлагает вернуться к «свободному ритму» древности и строить на его основе «истинное искусство». В настоящей статье концепция д’Энди рассматривается с онтологической (философской) и технической (практической) точек зрения.

Изобразительное искусство и музыкальный анализ: к проблеме междисциплинарных исследований

Аннотация
В статье рассматривается проблема применимости к изобразительному искусству музыкальных категорий и терминов и даже самого алгоритма музыкального анализа. Рассматриваются критерии и характеристики живописного произведения, согласно которым возникает необходимость подобных «заимствований». В качестве подкрепляющих примеров приводятся работы ряда художников — от эпохи романтизма (Ф. О. Рунге, Э. Делакруа) и символизма (В. Ван Гог, В. Э. Борисов-Мусатов, М. Чюрленис) до многообразных течений XX века (А. Матисс, В. Кандинский, П. Клее).

«Cher Chopin»: о роли композитора в жизни и творчестве Э. Делакруа

Аннотация
Плодотворное общение и дружба Ф. Шопена и Э. Делакруа не раз становились предметом изучения. В статье предпринимается попытка ответа на вопрос о глубине воздействия эстетических суждений композитора на художника и о степени влияния Шопена на само искусство Делакруа. Материалом служат вербальные тексты мастеров и их произведения.

Ключевые слова
Шопен, Делакруа, Данте, Моцарт, Теофиль Квятковский, романтизм, музыкальность живописи