Направление «энергетизма» в контексте музыкознания ХХ века

Аннотация
Направление «энергетизма» (А. Хальм, А. Шеринг, Э. Курт, Х. Мерсман и другие) сложилось к началу XX века в немецкоязычном музыкознании в рамках представления о музыке как об «игре сил», «энергетическом потоке», что отразилось в формировании отечественного аналитического метода в трудах Б. Асафьева. В контексте музыкальной науки конца XX века, в частности в свете типологии аналитических подходов Ж.‑Ж. Натье, «энергетизм» получает трактовку через понятия «имманентности» и «линеарности». Новейшие подходы с позиций когнитивистики (С. Ларсен) позволяют понимать «энергетизм» как метафору, описывающую не столько саму музыку, сколько наше к ней отношение.

Ключевые слова
Энергетизм, Э. Курт, Б. Асафьев, типология аналитических подходов, Ж.‑Ж. Наттье

Номер журнала: 
20