Теоретическая система в статье О. Балакаускаса «Додекатоника» (1997): дискурс композиторского творчества

Аннотация
Oсновное внимание в статье уделяется теоретической системе, изложенной в статье литовского композитора-модерниста Освальдаса Балакаускаса (р. 1937) «Додекатоника» («Dodekatonika», 1997). На основе данной системы раскрывается способ концептуализации творческого процесса композитора, индивидуализация системы средств выражения и эстетические установки. В статье также исследуется связь основных тезисов «Додекатоники» Балакаускаса с разными теоретическими традициями, а также с другими музыкально-теоретическими системами XX века, обсуждаются вопросы индивидуализации двенадцатитоновой техники и реализация принципов додекатоники в произведениях Балакаускаса на примере анализа его Симфонии № 2 (1997). «Додекатоника» Балакаускаса рассматривается в контексте внедрения «формалистических» модернистских тенденций в музыкальную практику Литвы и СССР в период 1970-х – 2000-х годов, а также обновления композиторских систем и разработки новых.

Ключевые слова
Гилеморфизм, додекатоника, проекция квинт (PQ-модель), магический симметричный ряд, Вторая симфония, Балакаускас, Хансон

Номер журнала: 
28