Из истории АСМ-I: «современничество»
Аннотация
В статье прослеживаются предпосылки и выявляется эволюция асмовского движения, которое стало практическим воплощением идеи «современничества», рожденной в недрах Серебряного века и господствующей в российской академической музыкальной культуре на протяжении первой трети XX столетия. Доказывается, что основные принципы «новой музыки» формировались с первых концертов «Вечеров современной музыки» в Санкт-Петербурге и в Москве, в деятельности журнала «Музыка» В. В. Держановского, в концепции русского симфонизма Н. Я. Мясковского. Представлены цели и задачи первой АСМ (1919), работа Второй (1923) и структура третьей, ставшей ВОСМ. Изучены принципы функционирования ленинградских организаций: «Музпроп» (1922), «Петромузинтерн» (1922). В СССР в 1920 годы действовали три независимых областных АСМ — московская, ленинградская и харьковская.
Ключевые слова
Серебряный век, отечественная музыка, современничество, Ассоциация современной музыки, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, Л. Л. Сабанеев