Репетитивные техники и смысловые метаморфозы повтора
Аннотация
В статье рассматриваются функции повтора в композиционном процессе. Целенаправленное самовоспроизведение повторов формирует специфическую разновидность остинато — репетитивную технику. Ее применение служило самым разнообразным художественным целям, не часто претендуя на то, чтобы стать самоцелью. Но когда это все-таки происходило, то всегда было связано с глубоким переосмыслением семантической и структурной функций повтора. В середине XX века в Европе и Америке сформировалось два альтернативных понимания данной проблематики. Одно принадлежало Ксенакису и в законченном виде было отражено в его труде «Формализованная музыка». Ксенакис наделяет явление повтора статусом метафизического основания всего сущего. В данной версии повтор — не технологический прием, не предмет выбора, который можно отвергнуть. У повтора и процессов его мультиплицирования появляется самостоятельная творящая функция, которую Ксенакис пытался выразить в своем теоретическом учении, придав ей специфическое звуковое воплощение в своих опусах. Другого придерживались представители американского минимализма, опиравшиеся на идеи Кейджа. Американская версия тяготела к толкованию повтора как специфического инструмента для наращивания структуры музыкального произведения через репетитивную технику. Следовательно, повтор оставался средством реализации замысла композитора и предметом его личного выбора.
Ключевые слова
Повтор, остинато, репетитивная техника, музыкальный минимализм, структурализм, онтологизация