О восприятии научных идей С. И. Танеева в западноевропейском музыкознании

Аннотация
Музыковедам Западной Европы имя Сергея Танеева известно не очень хорошо. Среди небольших исследований его теоретических трудов можно упомянуть статью Аллена Форта в Новом музыкальном словаре Гроува (1982) и обзор Эллон Карпентер в альманахе «Русская музыкально-теоретическая мысль» (1983), а также раздел «Теория музыки и математика», написанный Кэтрин Нолен для серии «История западноевропейской теории музыки в трудах Кембриджского университета» (2002). Между тем монография о Танееве на английском языке пока ещё ждёт своей публикации. В данной статье рассматривается вопрос о том, почему танеевская теория контрапункта «не дошла» до Западной Европы. Впервые опубликованный в 1909 году, его трактат «Под- вижной контрапункт», значительно опередив процесс развития сходных идей за пределами России, стал первой чисто-теоретической попыткой изучения приёмов полифонического письма, понятных лишь посвящённым. Статья ставит следующие основные вопросы: какова научная ценность этого трактата сегодня и каким образом идеи, изложенные в этом труде Танеева, могли бы получить дальнейшее развитие, для того чтобы улучшить и углубить наше понимание контрапунктической техники?

Ключевые слова
«Подвижной контрапункт», Дэйвид Люин, обобщённая теория музыкальных интервалов и их трансформаций, музыка и математика, полифония, трансформационная теория, Уильям Бёрд

Номер журнала: 
9
Файл статьи: