«Свой среди чужих, чужой среди своих»: парадоксы жанра в Концерте для саксофона с оркестром Алексея Крашенинникова
Аннотация
В центре внимания статьи — Концерт для саксофона с оркестром (2022) петербургского композитора Алексея Крашенинникова. Предметом изучения выступает трактовка концертного жанра, рассматриваемая сквозь призму парадокса. Парадоксальность обнаруживается прежде всего в несоответствии между заявленным (концерт для саксофона) и действительным жанром (двойной концерт, солирующую партию в котором исполняет также баян), маркированным «абсолютным» характером музыки и ее вполне осязаемым и прочитываемым «программным» содержанием. Художественную концепцию Саксофонного концерта авторы статьи обозначают метафорой «свой среди чужих, чужой среди своих», поскольку идея сочинения базируется на стремлении тембров, изначально чуждых академической стилистике симфонического оркестра, приспособиться к симфонической звуковой среде. В статье раскрываются особенности тематизма, музыкального языка, формы и драматургии концерта, выявляются признаки поэмности и симфонизации жанра.
Ключевые слова
Музыка ХХI века, Алексей Крашенинников, Концерт для саксофона с оркестром, жанр инструментального концерта, музыкальная драматургия, симфонизация, парадокс