О конструктивно-процессуальных соотношениях в музыкальной форме: аналитическая концепция Р. Н. Берберова

Аннотация
«Форма-процесс» и «форма-кристалл», ключевые категории теоретической системы Б.Асафьева, оригинальную трактовку соотношение этих начал получило в аналитической концепции Ростислава Николаевича Берберова (1921-1984), выдающегося музыковеда и педагога, преподававшего в Российской академии музыки им. Гнесиных (1950-80-е годы). Новизна его концепции состоит в том, что соотношение конструктивной и деструктивной «формант», динамики и статики рассматривается как системное качество музыкальной формы на всех ее уровнях — от мотива до целостной композиции. Дифференцированная систематика типов изложения и их соотношения с логическими функциями, разработка понятия «тонфабулы», введение определения «облигатной тонфабулы», присущей той или иной форме, с одной стороны, вписываются в общую тенденцию развития отечественного учения о музыкальной форме, с другой — демонстрируют оригинальность трактовки.

Ключевые слова
конструктивные и процессуальные аспекты музыкальной формы, аналитическая концепция Р. Н. Берберова, Б. В. Асафьев, музыкальный синтаксис, функции частей в музыкальной форме, тематические процессы в музыкальной композиции, хоровые формы

Номер журнала: 
15
Файл статьи: